Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

"Я жду этого сумасшествия!»

17 сентября, 2010

 

На вопросы журналистов отвечает Денис Мацуев

  

Пятый Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» завершил свою работу. Смолкли его звуки и аккорды, утихли аплодисменты, разошлись по домам слушатели, разлетелись по своим городам участники. Но еще долго иркутяне будут вспоминать эти дни и вечера, до краев наполненные Музыкой. Музыкой, встречами с талантливыми исполнителями, ярчайшими впечатлениями. Будут вспоминать часы, когда, сидя в концертном зале, напряженно ловили каждый звук, стараясь ничего не пропустить, впитать, прочувствовать… И с ощущением приятной усталости выходили на воздух. Как же, должно быть, устают сами артисты -- ведь им приходится так выкладываться, и эмоционально, и даже физически! Сколько энергии передают они нам, сидящим в зале!IMG_7059-macuev

 

И потому, начиная встречу журналистов с художественным руководителем фестиваля, заслуженным артистом России Денисом Мацуевым, которая состоялась незадолго до завершающего концерта, я спросила:

 

-- Можно вопрос чисто человеческий? Денис, сильно устал?

 

Об энергетике и аплодисментах

 -- Всегда, когда я нахожусь здесь, -- я жду этого сумасшествия! Это, безусловно, сильно утомляет, но я тоже получаю от этого мощный импульс. И каждый раз, когда фестиваль подходит к концу, я убеждаюсь, что все это правильно. Люди преображаются -- это момент настоящего счастья. Помимо всего прочего -- что ты снова оказался в родном городе, в родной квартире…

 

Я вспоминаю свои постоянные отъезды из Иркутска, когда я еще был учеником ЦМШ, а затем консерватории, -- всякий раз, когда подходил день отъезда в Москву, я со страшным волнением ждал заката солнца, думая: завтра уезжать. Хотелось все бросить, сбежать из аэропорта и остаться здесь… Не скрою, это чувство у меня в какой-то степени осталось и по сей день, хотя двадцать лет уже прошло…

 

 -- Отличаются ли аплодисменты иркутян от аплодисментов зрителей в других, престижных залах мира?

 

-- В общих чертах все выглядит так же: все встают, кричат «браво!», но это только внешний эффект… А внутренне -- завоевать любовь нашей публики с первого раза довольно сложно. Потому что она повидала многое, весь цвет нашей классической музыки, и понимает, кто есть кто. Только за последние пять фестивальных лет здесь прошло немало выдающихся концертов… Конечно, сегодня звучат мобильные телефоны -- это не претензия к иркутской публике, это везде сейчас так, и между частями все равно хлопают, и это доходит до абсурда, -- но и это не проблема только Иркутска, хлопают даже в Вене и Нью-Йорке… Это проблема новой публики, которая еще не понимает, где можно аплодировать, а где нельзя… Надо ли как-то готовить такую публику и объяснять все это? С одной стороны, испытываешь даже некоторую неловкость, а с другой… Ты задумываешь некую линию, некое продолжение, переход из одной части в следующую, и аплодисменты в таком случае, безусловно, что-то разрушают. Но, повторяю, это не проблема только нашей публики, которая, конечно, не простая, много чего повидала, и, как я уже говорил, для меня играть здесь -- огромная ответственность.

 

Кстати, на концерте камерной музыки, одном из лучших концертов фестиваля, все было идеально -- никто не хлопал там, где не надо.

 

О двух форумах и пустых местах

 

 -- Денис, фестиваль совпадает с БЭФом, и его даже называют спутником БЭФа, но как ты оцениваешь проблему заполнения зала, когда часть мест отводится для участников БЭФа, а они по какой-то причине не приходят?

 

-- Мы справились с этой проблемой. Помните, как-то предполагалось весь зал отвести под БЭФ, и никто не пришел, а концерт был выдающийся, с оркестром Гараняна, и никто из иркутян этого не услышал… В этом году было идеально. Ну а то, что мы с ними работаем в одно время, я считаю, это плюс: говорят о двух форумах, экономическом и музыкальном. Главное -- чтобы от всех этих форумов был толк для нашего региона, чтобы люди стали лучше жить.

 

-- В прошлом году был благотворительный концерт…

 

-- С Гергиевым? Да, это было блистательное начинание, и его нужно обязательно продолжать. Хочу сказать по поводу цен на билеты. Один раз на нынешнем фестивале нам пришлось повысить цены на билеты. Вы понимаете, что приезд таких людей, как Спиваков, Репин, Новосибирский оркестр, -- это все огромные затраты, и нужно было окупить их приезд, ведь все они пошли на специальные условия, потому что -- друзья. Но все равно нужно было думать об окупаемости. Остальные концерты были, по-моему, более чем доступны. А вообще, я буду это обязательно контролировать.

 

 

О медведях и попсовой игле

 

 -- Фестиваль заканчивается -- какие ощущения он оставляет?

 

-- Каждый фестиваль для меня -- как дитя, как живое существо, и я благодарен всем участникам, которые сумели приехать и принять в нем участие. Велика заслуга и директора Владимира Константиновича Шагина; очень нам помогал и Андрей Шагин, блестящий организатор, и люди, которые работают в театре, тоже провели громадную работу. Реклама -- вы посмотрите, видно, что город живет фестивалем. Словом, все было сделано блистательно. Представляете, каждого артиста мы свозили на Байкал! Ведь программа пребывания здесь не ограничивается концертами и репетициями. К тому же в этот раз нам феноменально повезло. В один из дней мы приехали на Байкал и увидели на градуснике: плюс 32. Люди приехали в Сибирь в куртках, готовы были надеть меха, увидеть медведей и снег -- а тут такой подарок!

 

А вообще, о том, как пропагандировать фестиваль, чтобы привлечь к нему больше внимания, надо еще подумать. Он достоин этого, иначе мы не слезем с попсовой иглы.

 

 

Об открытом воздухе и поддержке губернаторов

 

 -- Что говорят о фестивале в мире?

 

-- В прошлом году я был на фестивале в Би-би-си, который проходит в крупнейшем Лондонском зале, куда приезжают все знаменитые оркестры и играют огромный репертуар от Монте-Верди до Шнитке и Щедрина. О таком фестивале в нашей стране я только мечтаю. И вот каждый из участников должен был прийти на Би-би-си и дать интервью. И первый же вопрос ко мне был такой: ну, кто приезжает к вам в Иркутск на этот раз? Это о многом говорит. Я и сам стараюсь в каждом интервью говорить о том, что здесь происходит. Резонанс огромный, мне звонят из Германии, сегодня звонили из Америки -- люди читают о нас в Интернете, в новостях и знают, что здесь происходит. Думаю, есть смысл сделать большой концерт на открытом воздухе -- такой open-air, мы к такому почти готовы, может, даже больше, чем публика в Москве.

 

В мае мы в Гергиевым играли концерт на Поклонной горе -- собралось 150 тысяч человек! Гергиев пригласил меня сыграть на Поклонной горе. А там как раз в то время вулкан этот задымил, с непроизносимым названием; так вот, мы летели через Африку, через 17 часов сели в Москве с большим опозданием, концерт задерживался, и прямо без разыгрывания сыграли концерт Чайковского… Подъем был невероятный, собралась огромная толпа людей, которые слушают классическую музыку, и было видно, что их это вдохновляет. Я уверен, что мы и в Иркутске можем такое провести, возможно, в рамках юбилея, может быть, в Тальцах…

 

-- Денис, вы задумывали этот фестиваль пять лет назад -- что сбылось, что не сбылось?

 

-- Родилось все это в какой-то степени случайно -- я просто хотел чаще бывать дома… Мы как-то сидели и разговаривали -- я, моя мама с подругой, Евгенией Марковной Тененбаум, директором 7-й музыкальной школы, куда я ходил еще совсем маленьким, -- и как-то незаметно родилась идея провести такой фестиваль… Первые два-три фестиваля была огромная сложность. Вы же помните, кто сюда прилетал, -- «Виртуозы Москвы» со Спиваковым, «Солисты Москвы» с Башметом; один из лучших оркестров мира – оркестр под управлением Темирканова, чьи концерты расписаны на восемь лет вперед… Мы заказывали специальные чартерные самолеты, и это была огромная помощь друзей, которые понимали, что на гонорары денег у нас не хватит, и соглашались на любых условиях. Просто никто об этом не знал, да и не надо было знать… Понятно, что любое событие нужно подготавливать, раскручивать, убеждать, что это необходимо городу и области… И безусловно, важна была поддержка губернаторов, начиная с Бориса Александровича Говорина, который все это одобрил, и ему я благодарен в первую очередь; а после поддержали и Тишанин, и Есиповский, и, конечно же, Дмитрий Федорович Мезенцев, высокоинтеллектуальный человек, и его замечательная супруга, которая тоже чутко все воспринимает, -- замечательная пара, и я надеюсь, он останется здесь в качестве губернатора надолго и культурная составляющая от этого только выиграет.

  

Об оркестре и штабе фестиваля

 

 -- Как работают на фестивале музыканты-иркутяне?

 

-- Губернаторский симфонический -- это мой родной оркестр, с которым я сыграл свой первый концерт, концерт Гайдна. Я помню ауру, дух филармонии того времени, и то, что оркестр участвует в фестивале, -- это очень здорово. Он взял на себя большую нагрузку, а его художественный руководитель и главный дирижер Илмар Лапиньш -- замечательный профессионал, мастер своего дела, энтузиаст…

 

С оркестром еще предстоит много работы -- сегодня он еще не может звучать, как оркестр Венской филармонии, это невозможно за такое короткое время, к тому же нужно покупать инструменты -- духовые, скрипичные, нужно думать о зарплатах… Но и сейчас они работали замечательно.

  -- В реставрируемом в Иркутске 130-м квартале будет так называемый Дом Мацуева -- своего рода штаб фестиваля…

 -- Об этом говорили на заседаниях разных уровней, в том числе и в Москве, но мы знаем, как у нас иногда строят, растягивая на годы, и, конечно, дай бог, чтобы все это построили. Это будет не очень большой, человек на 70, зал, сцена, рояль -- там будут проходить вечера камерной музыки. Будет и несколько гостиничных номеров, где можно будет селить участников фестиваля, экономя на гостиницах. Там могут проводиться и встречи с музыкантами -- в таком формате мы со слушателями пока не общаемся. Я уверен -- к этому будет огромный интерес. Будут мастер-классы -- ведь продолжается отбор новых имен, профессора сюда приезжают. Сережа Лобанов, мальчик из Усолья-Сибирского, недавно играл в Суздале -- произвел блистательное впечатление. Очень талантливый мальчик. Дай бог!

 

 Счастье -- это…

 

-- Денис, у тебя есть формула счастья?

 

-- Меня часто спрашивают: зачем тебе все это? Куда столько -- 160 концертов в год? Но когда я вижу, что кому-то становится лучше от того, что я делаю, -- у меня в душе происходит некий восторг, сродни тому, что я испытывал в детстве, забив гол в ворота соперника. Некий экстаз, некая эйфория. Важно еще, чтобы были здоровы родные. И конечно же, импровизация -- для меня это главное. Импровизация в музыке, в жизни, в отношениях с людьми. Так что, если коротко, счастье -- это чтобы от того, что ты делаешь, было как можно больше счастливых людей.

 -- Родители -- они так же много с тобой путешествуют?

 -- У меня иногда у самого голова кругом -- а они ждут меня как ни в чем не бывало где-нибудь в Чикаго, чтобы лететь в Амстердам, -- два таких огурца… И это тоже момент счастья -- когда они рядом со мной и видят, что те безумные жертвы, которые были из-за меня, -- они не напрасны.

 Про поединки и «мацу с пивом»

 

 -- На разных каналах и в разных телепередачах, от Познера до «Кулинарного поединка», можно увидеть на экранах нашего Дениса Мацуева. Что это -- они эксплуатируют ваш образ или вы, пользуясь любой возможностью, стараетесь перед любой аудиторией сказать о классической музыке, о фестивале?

 

-- Я, конечно, сам туда не рвусь, но когда меня приглашают такие ведущие, как Познер, -- мне это очень интересно. Во-первых, я Познера уважаю, и я с ним был хорошо знаком, мне было очень любопытно поработать с ним. Передачу записали, и каждое сказанное слово пошло в эфир, от и до, и мне было безумно интересно, потому что он настоящий профессионал высокого уровня. Я помню еще его телемосты с Филом Донахью, что видел в детстве. Что касается остальных телепередач, может быть, классический пианист не должен был в них появляться, но часто это -- исключительно дружба.

 

Кстати, новогодний «Огонек» на канале «Культура» в прошлом году, куда пришли «Денис Мацуев и компания», был самым лучшим за последнее время. И планка была высока, и с юмором все в порядке. Развлекательные программы -- это моя дружба с Иваном Ургантом, у которого огромный талант, и мне было просто интересно с ним, -- к тому же я и там не забывал упомянуть классическую музыку, фестивали… Я понимаю, что разные люди относятся к этому по-разному, и понимаю, что у людей должен быть выбор, но я намеренно иду на это.

 

-- У Дениса огромное чувство юмора, мы в этом убедились. А вот есть какая-то любимая шутка о себе любимом? Или курьез?

 

-- А вы знаете, какой музыканты придумали про меня анекдот?

 

 -- Про Мацуева и Спивакова?

 

-- «Маца с пивом»? Нет, это Ургант придумал. А то -- анекдот. Выходит с концерта вор-карманник и говорит: «Какие руки, какие пальцы! И такой фигней занимается!»

 

А вообще на фестивалях происходит и произносится иногда немало шуток и шуточек, по-настоящему остроумных, -- и это надо видеть, что здесь тогда творится, какая смехота. Один раз мы даже пошли в ночной клуб «Бродвей», где играла музыка отнюдь не классическая -- роковая, блюзовая, близкая нам по драйву, -- и мы танцевали до пяти утра… И вы не представляете, какой был выплеск эмоций – после концерта, после Байкала… Настоящий порыв счастья, все были в восторге.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

 

Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии