Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Я езжу, чтобы услышать людей»

19 мая, 2014

 

Иркутские встречи Захара Прилепина

Окончание. Начало в № 18


«Их нужно пустить в Евросоюз»

Вопрос из зала: Ваше отношение к крымским событиям, к Украине.

— Вам известно мое отношение к власти, я с ней никогда не заигрывал, но когда сегодня говорят, что весь этот украинский хаос был придуман Путиным и нашими спецслужбами, это, конечно, чушь и бред, потому что именно Россия была заинтересована в том, чтобы на Украине было все тихо и ничего не происходило.

По большому счету, никакой политики Россия на Украине не вела. Она просто закрыла глаза на то, что там происходит. В отличие от Америки, которая вложила колоссальные средства, чтобы там сделать то, что они желали сделать. Я с большим уважением отношусь к Украине, но вот что там происходит на почве русофобии, это совершенно очевидно. Медленное выдавливание русского слова, языка. Геноцида там не происходило, но вот такой случай. Я был на Украине несколько лет назад, встречался с интеллигенцией, и сидела женщина, поэтесса. Я спросил, почему в школах не изучается русский язык, почему он изгоняется, она сразу вся как-то встрепенулась и с жаром начала доказывать, что не нужен им русский, что он мешает им самоопределиться как нации. Он их подавляет. И такой там шум поднялся… Я уже подумал, зачем эту тему затронул.

Подобные инциденты повторились в Киеве. Казалось бы, в подавляющем большинстве русскоязычный город… Ну а уж во Львове и подавно…

Еще у меня был случай года три назад, когда в обменнике мне не захотели поменять рубли на гривны, я обращался к кассирше, она делала вид, что не понимает, а когда я обратился к очереди, чтобы ей перевели, все смотрели на меня как на марсианина, и это в Киеве! А потом был случай в поезде. Мы ехали с женой, и с нами в купе тоже ехала пара с Украины, по-видимому с Западной. Я что-то спросил, он сделал вид, что «не разумеет по-москальски». И больше всю дорогу с нами не разговаривали.

В литературе, в учебниках истории  пишут просто выдуманную ложь, сказки и растят на этом молодое поколение. Пишут,  что  Россия только и делала, что истребляла украинцев. Все время третировала. Что  украинцы, оказывается, прогнали Наполеона, что русские не являются коренным населением наряду с украинцами, они в гости якобы вчера приехали. А тем временем русские там селились и жили и двести, и триста лет назад, а то и раньше.

Много интересных вещей можно теперь обнаружить в украинских учебниках. Это на уровне приколов, которые не сообразуются ни с одним из разделов  мировой истории. Карту всю переписали, и те земли, где исконно селились  русские, Крым например, оказывается, всегда были украинскими. В кино это все показывают. Постепенно начал исчезать  русскоязычный перевод в кинотеатрах, и со временем исчез совсем. Словом, придуманная история о том, что «москаль» — самый страшный враг Украины, что мы у них все украли: историю, язык, литературу…  Это является транслируемой ими идеологией. Это вбивается в головы, особенно молодым, уже давно.

Я еще до майдана написал, что Украину нужно пустить в Евросоюз, потому что иллюзии, связанные с Евросоюзом, у них должны развеяться внутри самой Украины. Потому что иллюзию, будто существует какая-то просвещенная, необычайная Европа, такая мыльная и розовая, которая всех хочет накормить и обогреть, где всех встречают и привечают, надо изживать внутри себя. А украинцы в это верят всей страной, так как считают, что во всех их несчастьях виновата Россия. Это забавно. Та же Греция мечтает выйти из Евросоюза, колоссальные митинги происходят в Италии, Испании, во Франции. Европу трясет, она теряет  свой благоприятный вид, в котором  жила. В Европе происходят колоссальные  перемены. А Украина все верит, что там только о ней мечтают и что это принесет им счастье.

 

Нужно уметь радоваться

Вопрос из зала: Мне импонируют многие ваши точки зрения. Но я хочу уйти от политических тем. Я просмотрела перед встречей ваш сайт, и мне очень понравились снимки вашей семьи. Чувствуется, что она у вас крепкая и вы ее любите, в том числе и собаку. Мне кажется, вы человек позитивный. А как вы себя подпитываете, ведь ваша профессия предполагает много энергозатрат. Откуда вы берете душевные силы?

— Я не думаю, что энергию нужно где-то брать. Она сама во мне воспроизводится, по крайней мере, я себя всегда отлично чувствую и  хорошо сплю по ночам, наверное, потому что  душа чистая. Это в качестве иронии. А вообще, конечно, дети! Дети мне дают эту энергетику. Многие  молодые думают, что если нет детей, то это большая возможность что-то успеть: пока их нет, я и то успею, и это. Заблуждение. Дети дисциплинируют. День расписан. Я просыпаюсь в шесть утра. В семь я уже сажаю их в машину и везу  одну в школу, другую в садик.  День должен быть зафиксирован в определенной последовательности событий, тем более которые ты делаешь с воодушевлением. Каждый заранее заказывает мне  три любимые песни, и мы слушаем их дорогой. У меня в машине целый сборник музыкальных произведений, который я составил с учетом своих пристрастий, а теперь и своих детей. Там и классика, и что-то из современного, и джаз. Они счастливы, что едут с отцом в машине, общаются, слушают музыку. У них хорошее настроение и у меня, соответственно. Просто нужно уметь в жизни всему радоваться.

Вопрос: Герои ваших произведений — реальные люди?

— Что касается героев моих произведений, о которых меня часто спрашивают, то, как правило, герои и ситуации реальны, я ничего не выдумываю. Но и не могу сказать, что именно так все в жизни и было. Это художественное произведение, а не документальный роман.

Вопрос: А как вы относитесь к творчеству Венечки Ерофеева?

— Может, я вас и огорчу, но не люблю я его, я другие книжки люблю. Вот как-то прихожу домой, мама сидит и слезами обливается. Спрашиваю: что случилось? «Да вот, — говорит, —  «Тихий дон» перечитала и будто с родней повидалась». У Ерофеева нет родственников и у Пелевина нет. Я никого там не узнаю. Хотя я отдаю отчет: они замечательные писатели, психофизические типы русского человека отражают. Но не вызывает Ерофеев  во мне отклика, и нет ничего в этом плохого. Вот, например, «Человек в пейзаже» Андрея Битова мне нравится гораздо больше.


«Мы живем не в самое худшее время»

Вопрос: В России нет национальной идеи. Что может ею стать сегодня?

— Я думаю, что мы должны вложить сверхсредства в воспитание детей. Если мы можем провести Олимпиаду, а это дело очень непростое, то почему не можем  вложиться в подрастающее поколение? Если двадцать-тридцать Олимпиад (по затратам) вложить в 20 миллионов детей и подростков, которые сегодня у нас есть, и учить их не только спорту, но и словесности, языку, патриотизму, науке, технике, конному спорту, стрельбе… Если вложить в это безумные средства, мы получим через 20—25 лет сверхдержаву, потому что будет поколение, которое сможет решить любые задачи, поставленные перед страной. Я думаю, это удовлетворило бы всех: и левых, и правых, и либералов, и коммунистов, и всех других. В этом я и вижу национальную идею.

Вопрос: Есть ли в России новая литературная генерация и каково будущее России?

— Будущее есть. Мы живем не в самое худшее время, время любопытное, которое дает нам определенные вызовы, и мы на них вынуждены отвечать. Я называю в связи с этим писателей, которых, может, вы еще не читали, но я советую: Александр Терехов и его роман «Немцы», за который в 2012 году он получил  премию «Национальный бестселлер», Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Михаил Елизаров, Евгений Водолазкин и его роман «Лавр», Садуллаев и его чеченские романы, поэзия есть хорошая…

Вопрос: Как вы думаете, стоит ли пересмотреть перечень книг, которые вошли в учебники литературы? И кого из современных авторов вы бы туда ввели?

— Я не очень хорошо знаю современные учебники литературы и  что туда ввели, но знаю, что в 90-е годы колоссальное количество  советских авторов просто выдавили из школьных учебников. Шолохова оставили, потому что нобелевский лауреат, с Горьким большие проблемы, Алексея Толстого вообще убрали, Леонова убрали, советскую поэзию тоже или во многом задвинули. Но вот я недавно видел университетский учебник, туда, слава богу, вернули Леонова, но Толстого так и не увидел. А что касается современных авторов в учебниках? Уже того, что там есть Распутин, вполне достаточно…

…Встреча закончилась аплодисментами, и к писателю потянулись зрители с его книгами, которые можно было приобрести до начала встречи, а кто-то принес книгу из дому. Очередь за автографом была довольно внушительной и двигалась медленно. Зрителям хотелось еще что-то лично спросить у писателя, и они задерживались возле него. Это ни у кого  не вызывало раздражения, люди терпеливо дожидались и даже улыбались друг другу. И стало как-то радостно и легко. И вообще, это хороший симптом: очередь к писателю…

P. S. Вот как на своей страничке в Facebook Захар Прилепин прокомментировал проект застройки охранных зон музея-заповедника Сергея Есенина в Константинове. «Если они застроят другой берег напротив есенинского дома, я найму поджигателей, которые спалят к чертям ваши поганые коттеджи, упыри ненасытные».

Записала Лора Тирон, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии