Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«За вами приедет Станиславский…»

08 марта, 2016


20.jpg

В конце февраля в библиотеке имени И.И.Молчанова-Сибирского состоялась презентация второй книги известного иркутского оператора Евгения Корзуна «Кинохроникер».

Человек счастливой судьбы

Открыла встречу заведующая отделом литературы по искусству Екатерина Девяткина:

— 2016 год — Год кино. Для нас, работников библиотеки, всегда большое событие — появление новой книги. И она  у нас появилась. Это книга  «Кинохроникер», а автор ее, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства, ведущий кинооператор-документалист Восточно-Сибирской студии кинохроники Евгений Алексеевич Корзун. Нашу библиотеку связывают с ним хорошие и давние  отношения, он не раз встречался с читателями. В 2013 году в этом же зале состоялась презентация первой его книги «Такое вот кино», которая имела успех. И вот его новая  книга. Скажу о ней несколько слов. Ее украшают и создают атмосферу времени фотографии из личного архива самого автора и Сергея Мурзина, а также графика заслуженного художника России Александра Шипицына.

Евгений Алексеевич человек разносторонний, — продолжила Екатерина Девяткина. — он всегда поражал и удивлял своими фильмами, а теперь вот и книгами. В 2014 году у нас был губернаторский проект «Идут по БАМу поезда сквозь нашу с вами память», и этот проект мы показывали именно в городах БАМа, где строилась магистраль, и в рамках проекта  показывали фрагменты из фильма Евгения Алексеевича, связанного с историей БАМа. Что отличает его фильмы? Это полное погружение в ту атмосферу, которая стала историей. Это другие люди, другое измерение души. И когда я читаю книгу, от нее нельзя оторваться, потому что она имеет какой-то свой особенный магнит, который присущ человеку талантливому и, во-вторых, очевидцу тех событий.

Конечно, Евгений Алексеевич человек счастливой судьбы, потому что у него было много интересных встреч, поездок, событий. У него какой-то особенный взгляд на людей, очень пронзительный и пристальный, где автор очень тонко передает все движения человеческой души. И особенно эта книга будет интересна для молодых, потому что расскажет им об истории нашей страны. Ну а меня и читателей моего возраста книга переносит в то время, когда мы были молодыми, мечтали, любили, дружили. Книга трогает до глубины души.

Для вас мы подготовили выставку фотографий, которые Евгений Алексеевич передал нам в дар. Здесь история и люди нашей страны, и о ней, и о том, как писалась книга, о своих впечатлениях  расскажет сам автор, виновник нашей сегодняшней встречи, которую все так ждали, Евгений Алексеевич Корзун.

Попал в историю

— Вы знаете, — начал Евгений Корзун, — если бы я ничего толкового не снял, то момент встреч и общения с людьми, которых знал в своей жизни, были бы самыми ценными, и о них просто нельзя было не рассказать. Вот мои фотографии с Георгием Товстоноговым, мы снимали тогда фильм о нем, а вот генерал армии Лялюшенко, который брал Прагу в 45-м, а это поэт Алексей Сурков и дважды Герой Советского Союза, наш земляк генерал Афанасий Белобородов, здесь знаменитый летчик Иван Кожедуб, жена маршала Блюхера, дочь Гамарника, который  застрелился, не дав себя арестовать…  Жаль только, меня нигде на этих снимках нет, я все время оставался за кадром…

…Наверное, — думала я, — кто-то всегда должен оставаться за кадром, иначе кто будет снимать, если в кадре будут все. Зато скольких он видел, скольких слышал и сколько повидал на своем веку как оператор. С неизменной камерой на плече он объехал, облетел и обошел весь бывший Советский Союз, бывал в Арктике, Норильске, в горах Саян, объехал не единожды стройки БАМа, всю бескрайнюю Сибирь, бывал на ледоколах, путешествовал на собачьих упряжках, с охотниками ходил на зверя, снимал фильмы о строителях, ученых, подводниках, рыбаках, летчиках. Проще сказать, о ком не снимал и где не бывал. Неосознанно, но думаю, что все-таки понимал всю важность миссии, что такое кино снимается для истории. Все это время в нем копились  рассказы, воспоминания, чьи-то судьбы и жизни, которые позже вошли в его первую книгу, а потом и во вторую. В нем открылся талант рассказчика, который не только в узком кругу друзей умеет поведать другим эти истории и байки, но и сочным, ярким, образным, живым языком запечатлеть их на бумаге. Много накопилось таких историй. Их хватило и на вторую книгу, но говорит, что еще достаточно и на третью.

— Над моей книгой, — продолжая встречу, рассказывает Евгений Алексеевич, — трудилась как редактор Светлана Григорьевна Рябова, она филолог, преподаватель университета, и я бы не хотел, чтобы она осталась в тени. Это ее первый опыт редакторства, но она с ним  прекрасно справилась, за что я ей очень благодарен. Здесь мой друг Анатолий Иванович Романенко, он был директором Кинофонда, мы сдружились с ним давно, и я хочу предоставить ему слово.

«Горжусь дружбой с ним!»

— Евгений Алексеевич Корзун — один из людей, с которыми мне выпала честь дружить уже на протяжении многих лет, — отметил Анатолий Романенко. — Он сейчас нам рассказывал обо всех, с кем выпало ему общаться и кого снимать, а я горжусь дружбой с ним. Это человек, которого трудно описать словами, у него нет высшего образования, но он написал уже две книги, да какие! Светлана Григорьевна, как профессионал-филолог, хвалила его талантливый слог, потому что он не только мастер изображения как оператор, но и мастер слова. Он вырос в большого художника, получил Государственную премию, звание заслуженного деятеля искусств, премию «Интеллигент провинции», и он по-прежнему  остается простым, веселым, очень интересным, доступным, замечательным человеком и другом.

… В течение встречи Евгений Алексеевич  еще много рассказывал разных историй, случавшихся с ним, со съемочной группой, и от книги мы невольно перешли к его фильмам, тем более что в заключение он приготовил для нас «киносеанс» о маленьком якутском передвижном драмтеатре из Нюрбы. Этот фильм он снял в 1986 году и  назвал его «Из театральной жизни Семена Станиславского».

— А тему эту нам подбросил оператор — якут Ника Савинов, — продолжал Евгений Алексеевич.  — Он потом умер, и тема как-то сама по себе перешла к нам, ко мне и режиссеру Володе Эйснеру.  Тема захватила, и юмор в ней был, и жизнь, какая есть, без прикрас. А главным героем  темы, как рассказал нам ранее Ника Савинов,  был даже не собственно театр, а веселый интересный человек по имени Сеня. Так вот этот Сеня любил театр до самозабвения и работал в нем шофером, но фамилию он имел незвучную — Собакин. А так как работа в театре, пусть даже и шофером, обязывала к звучности, то решил он ее сменить и взять, ни больше ни меньше, а Станиславский… Человек он был веселого нрава и всем объяснял, что в их театральном хозяйстве два автобуса, на втором работает Мусоргский… Мы посмеялись этому рассказу и решили ехать снимать. Сели в аэроплан, прилетели в Нюрбу,  а мороз жутчайший, градусов 45, не меньше. Нас встретили, привезли в гостиницу. «Отдыхайте, — говорят, — а вечером перед спектаклем за вами заедет Станиславский. Так мы познакомились».

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутской областной библиотеки
имени И.И. Молчанова-Сибирского.

На фото: На презентации книги. В центре — Евгений Корзун

P. S. Книгу Евгения Корзуна «Кинохроникер» можно приобрести  в «Молчановке», в отделе литературы по искусству.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии