Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Волшебный пендель» от мастеров культуры

20 января, 2014

 

 

…Когда комиссия по культурной политике Общественной палаты города Иркутска решила провести первый в 2014 году круглый стол и выбрала в качестве его темы отношения СМИ и учреждений культуры, никто из приглашенных не ждал от предстоящей встречи ничего хорошего.

Анонс мероприятия, размещенный в социальной сети «Фейсбук» заместителем декана исторического факультета ИГУ и автором лучшего культурного проекта 2013 года (по версии ряда СМИ) «Прогулки по старому Иркутску» Алексеем Петровым, собрал около трех десятков комментариев. Работники культуры — в основном почему-то сотрудники библиотек — обвиняли СМИ в нежелании освещать тему культуры во всем ее многообразии. Журналисты вяло отругивались в том смысле, что не стоит обобщать, уж то издание, в котором мы работаем, уделяет культуре достаточно много внимания. А если кто-то уделяет его недостаточно, то уж будьте добры перечислить всех поименно. Сторонние наблюдатели высказали предположение: журналисты плохо одеваются и не слишком вежливо разговаривают, потому-то работникам культуры и неуютно с ними. Журналисты в принципе согласились, хотя могли много чего рассказать в ответ.

Несмотря на то что круглый стол оказался неожиданно широким, вся полуторачасовая беседа уместилась аккуратно в рамки уже приключившейся виртуальной дискуссии. На протяжении примерно сорока минут представители библиотек и музеев рассказывали об уже состоявшихся мероприятиях, делились планами на будущее и хвастались нескончаемым потоком посетителей, протоптавших незарастающую народную тропу даже к самым отдаленным очагам культуры. Если верить официальным отчетам и прозвучавшим выступлениям, год от года растет количество читателей в библиотеках, посетителей в музеях и участников районных смотров культуры, проходящих под эгидой городского управления культуры. Единственное, чего все хотели бы от государства, — так это денег, причем зарплата должна вырасти не на 15 процентов один раз в Год культуры, как это запланировано, а в 15 раз. От СМИ все, кому досталось время для выступления, хотели одного: сюжетов на телевидении, причем больше всего в эфире иркутского филиала Государственной телерадиокомпании и телекомпании АИСТ.

Журналисты, в большинстве оказавшиеся за пределами основного стола, тихо переживали коренной переворот в представлениях об окружающем мире. Оказывается, Иркутск — страшно культурный город, где все время, буквально каждый день, буквально на каждом углу, происходит что-то непередаваемо важное. Оказывается, все они занимаются какой-то ерундой, в то время как нужно посетить 25-летие клуба репрессированных или мероприятие к 110-летию Русско-японской войны, в которой иркутяне принимали активное участие. Оказывается, печатные СМИ никому не нужны, Интернетом пользуются одни маргиналы, а культурная публика предпочитает проводное радио.

По-хорошему, надо было встать и уйти, потому что в любом региональном издании — за исключением местных выпусков федеральных газет — от четверти до трети объема, так или иначе, посвящено именно культуре. И если этого в упор не видят, то насильно мил не будешь — лишь по случаю большого праздника, объявленного президентом РФ федерального Года культуры, впервые и единственный раз, в 2014 году, в конкурсе журналистского мастерства «Золотая запятая» появится номинация «Культура»… Но журналисты решили остаться и еще немного послушать.

Выяснилось, например, что практически все иркутские библиотеки и музеи имеют от нескольких сотен до тысячи подписчиков в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Фейсбук». И если речь идет о приглашении на мероприятие, то тут услуги СМИ практически не нужны — залы будут полны и без помощи газет (журналы выходят так редко, что анонсы в них размещать бессмысленно). Тут уж журналисты окончательно перестали понимать, чего же от них хотят: если вы справляетесь с завлечением публики, а отчеты вам нужны телевизионные, то зачем здесь полный зал газетчиков и сотрудников интернет-изданий? Последние, кстати, в большинстве своем являются людьми молодыми и деятельными, из-за чего не только много пишут, но и часто сами устраивают выставки, киносеансы (тематические или под открытым небом) и прочие, как сейчас принято выражаться, «ивенты». А ветераны от журналистики (стаж с 1980 года, не шутка!) сейчас готовят беспрецедентный концерт — рок-группы с симфоническим оркестром. Такой концерт ни в какой дополнительной рекламе не нуждается, это очевидно, а всему остальному журналисты в принципе готовы научить — как написать пресс-релиз, кому его посылать, а кому ни в коем случае, как нужно подготовить сотрудника пресс-службы городской администрации и так далее.

Пройдет еще десяток лет ,и дети, вышедшие из иркутских школ, где нет ни преподавателей музыки, ни преподавателей рисования, ни даже преподавателей истории и русского языка, и  думать не будут о театрах, библиотеках и музеях. СМИ в решении этой проблемы не помогут — ни «устаревшие» печатные, ни прогрессивные электронные. Учреждения культуры будут решать задачу получения финансирования, СМИ будут про них писать (вы не поверите, но практически все начинающие журналисты считают, что могут писать о культуре), а задачу просвещения себя и своих детей каждая семья будет решать автономно. Например, слушая лекции о литературе Дмитрия Быкова. Как, вы не слышали? Настоятельно рекомендую, особенно если в школе вам не повезло с учителем и вы до сих пор считаете, что Лев Толстой — это зеркало русской революции, а Катерина — луч света в темном царстве. Практически все есть в Интернете — это же не иркутский музей или библиотека, человек понимает, что такое самопиар, и умеет его делать без всякой посторонней помощи.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии