Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Цель творчества — самоотдача…»

22 апреля, 2013

 

В Доме Вампилова открыта выставка Владимира Безродных

 

В Международный день театра, 27 марта, в Культурном центре Александра Вампилова открылась не совсем обычная выставка. Ее автор — актер ТЮЗа имени Вампилова Владимир Безродных. Сначала — в качестве предыстории, — несколько штрихов его биографии.

По крупному счету

После окончания театрального училища Владимир Безродных появился на тюзовской сцене в сказке «Волшебные кольца Альманзора», потом зрители увидели его в блистательных спектаклях в постановке Вячеслава Кокорина «Лесная песня» и «Сон в летнюю ночь», в молодежных историях «Пора тополиного пуха» и «Остановите Малахова»… Это, как сказано о нем в предисловии к выставке, роли из его, Владимира, молодости.

А потом было и вовсе нетипичное событие в его актерской судьбе – ему доверили сыграть роль драматурга Александра Вампилова — в реальности уже ушедшего в мир иной, уже получившего мировое признание; в пьесе же Владимира Жемчужникова — еще отстаивающего каждое свое слово, каждую мысль. И играть нужно было по крупному счету — ведь в спектакле «Дорогой Саша» иркутянам должен был предстать живой Вампилов — такой, каким его помнят его современники и ровесники, такой, каким он сложился к возрасту своей творческой зрелости, — и требовательный, и ироничный, и бескомпромиссный…

Роль эта актеру удалась, подтверждение тому — и реакция зрителей, и звание заслуженного работника культуры Республики Бурятия.

 

«Артист» означает «художник»

В дальнейшем был сыгран и еще целый ряд ролей — в спектаклях «Королевство кривых зеркал», «Легенды седого Байкала», «Век живи — век люби», «Три мушкетера»…

Но многие иркутяне, особенно люди взрослые, знают Владимира Безродных не только как актера, но и как автора замечательных графических портретов, которые можно было встретить и в самом театральном фойе, и в редакции городского радио, и вот теперь — целую экспозицию — в Центре Вампилова.

Так кто же он, Владимир Безродных? Артист? Художник? Между прочим, в английском языке слово «артист» (artist) и означает «художник», потому что art — это искусство, а искусство, как известно, явление многогранное…

Вот и он, наш герой, проявляется то как актер, то как художник-прикладник (в этом случае его конек — резьба по дереву), то как художник исключительно театральный — участвовал в оформлении спектаклей.

 

Попадание в характер

И наконец, о нынешней экспозиции. В основном это портреты: любимые им Марина Цветаева и Борис Пастернак, Булат Окуджава и Василий Шукшин. Земляки-иркутяне (хотя сам он родился в Магаданской области, но… позвольте считать его уже иркутянином — столько лет в Иркутске!) поэты Марк Сергеев, Ростислав Филиппов, Александр Сокольников. Режиссер Сергей Болдырев, актер Николай Караченцов… Владимир Высоцкий… Пабло Пикассо… Великолепная четверка «Битлз»… Мастерски сделанные автопортреты… Ну и, конечно, Александр Вампилов — в разных ракурсах. Задумчивый, размышляющий…

Но вы скажете: ни Пабло Пикассо, ни Марина Цветаева, ни даже тот же Вампилов не могли позировать художнику. Как он добивается портретного сходства, как создает образ, характер?

Ответ и сложен, и прост. Да, в распоряжении Владимира Безродных — уже известные портреты, в основном фотографические. И, скажем, Марка Сергеева мы узнаем и в его, Владимира, исполнении, и по «прототипу» — фотопортрету Александра Князева. Но уровень качества, с которым выполняется графический портрет, настолько безупречен, что и художники-профессионалы признают это. А ведь Владимир Безродных в этом смысле — самородок, не имеющий специального художественного образования.

Впрочем, при его любви к чистой графике, а в этой технике выполнено большинство портретов, он экспериментирует и с цветом, и, скажем, портрет Николая Караченцова, на мой взгляд, можно считать едва ли не самой большой его удачей.

Поразительное «попадание» в характер, сложный хотя бы потому, что актер проживает не только свою собственную жизнь, но и жизни своих персонажей…

Портретную галерею дополняют работы другого плана — вальяжный булгаковский кот Бегемот, трогательные кошка, жираф, жеребенок, птенец… Все это не просто изображения животных, но — образы, метафоры, иносказания.

Пожелаем ему успеха!

Называется вся экспозиция строчкой из почитаемого художником Пастернака: «Привлечь к себе любовь пространства…». О творчестве, его природе и целях размышляли многие умы, и процитированный здесь Борис Леонидыч отдал дань этой теме в своем программном стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», где есть такие строчки:

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

В этом стихотворении сформулировано — до афористичности емко, лаконично и точно — кредо самого Пастернака, которое он, надо полагать, распространял на всех собратьев по искусству:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех…

Мне кажется, эту истину постиг и Владимир Безродных, которому кажется тесно на сцене — не потому, что сцена мала, а потому, что его точит желание большей самоотдачи — и рука тянется к коробке с углем и карандашами, к листу ватмана, к тюбикам краски.

И пусть эта выставка греет взгляды и сердца тех, кто приходит в Культурный центр Вампилова, кто будет вглядываться в запечатленные глаза знаковых людей культуры прошлого века и века наступившего, кто будет, так или иначе, с благодарностью думать и об авторе — артисте и художнике Владимире Безродных.

Кстати, мне рассказали, что в коллективе труппы ТЮЗа имени Вампилова именно в День театра (и в день открытия этой выставки) зашла речь о том, что актеру Владимиру Безродных впору называться заслуженным артистом России и надо подавать документы на присвоение этого высокого звания. Хочется верить, что все это в скором времени и произойдет, хотя… Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. И все же — пожелаем ему успеха!

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фоторепродукции автора

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии