Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Мир — это сцена, где у каждого есть роль»

21 сентября, 2015


100.jpg

Эти строки прозвучали со сцены и в который раз заставили задуматься.  Спектаклем  «Шейлок» по пьесе У. Шекспира «Венецианский купец» открывал гастроли в Иркутске широко известный столичный театр «Et Cetera» под руководством народного артиста России, председателя Союза театральных деятелей (СТД) России Александра Калягина. Театр приезжал в Иркутск в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

На пресс-конференции Александр Калягин отметил, что в прошлом году Министерство культуры России создало организацию, которая занимается гастролями театров:

— Это говорит о том, что жизнь, несмотря на экономические санкции, продолжается. Колоссальная сумма выделена государством на организацию гастролей по всей стране больших серьезных театров. И мы приехали к вам на гастроли благодаря этой организации. Но все равно в регионах жизнь очень трудна. В следующем году, как объявило министерство, будут секвестрованы  расходы на культуру. Поэтому по-человечески хочу  сказать спасибо директорам театров, которые в трудных условиях несут эту непосильную ношу. Есть честь мундира, как вы понимаете, и ее  нужно нести достойно. И директора провинциальных театров делают все, чтобы театр жил, чтобы в него ходил зритель, чтобы актеры получали достойную зарплату.

200.jpg

Самая большая проблема у всех театров сегодня — это поиск интересных, мыслящих режиссеров, поиск современных пьес, которых практически нет, — продолжил Александр Калягин. — И  несмотря ни на что, ни на какие санкции и трудности театр жив, и это самое главное  его достоинство. Жизнь продолжается, зрители ходят в театр, и, может быть, именно театр — это их единственная надежда увидеть что-то живое, оптимистичное, позитивное, свежее.  Уверен, театр выживет и сохранится. Конечно, есть кино. Но оно не заменит живого общения. Иркутск очень театральный город с большими давними культурными традициями, и мы своими спектаклями постараемся не разочаровать театралов  Иркутска.

Театр «Et Cetera» приезжал в Иркутск с трехдневными гастролями, помимо шекспировского «Шейлока» иркутяне увидели «Комедию ошибок» того же автора и спектакль для детей «Тайна тетушки Мэлкин»  А.А. Милна. После Иркутска театр продолжил гастроли в Улан-Удэ, а затем их ждет Чита.

Главный художник театра «Et Cetera», народный артист СССР Роберт Стуруа признался, что всю жизнь мечтал оказаться в Сибири и до приезда на гастроли даже выучил наизусть слова любимой песни «По диким степям Забайкалья», чтобы спеть ее на Байкале.

— Мой дедушка был сослан в Сибирь как большевик, — рассказал он, — я очень хотел увидеть это священное озеро Байкал. И вот  моя мечта сбылась. Что касается моих работ, а сюда мы привезли два моих спектакля – «Шейлок» и «Комедия ошибок», то  не знаю, как вам они понравятся. Надеюсь, подвигнут на какие-то размышления. Считаю, что чем дальше от столицы, тем люди больше любят театр. Здесь меньше снобов, здесь люди более открыты, со здравым смыслом. Мы волнуемся, но уверены, что здесь все будет отлично.  Театр «Et Cetera», где я сейчас служу, очень интересный, яркий коллектив индивидуальностей. И я рад, что мой маленький труд влит в судьбу этого театра.   

Роберт Стуруа — мастер, творчество которого не поддается прогнозированию. Его театр — это всегда неожиданный взгляд на классику. Стуруа — единственный режиссер в мире, который поставил «Гамлета» в пяти разных вариантах. Музыку к спектаклю написал постоянный соавтор Роберта Стуруа, знаменитый композитор Гия Канчели, а другой его постоянный соавтор, Георгий Алекси-Месхишвили, стал художником спектакля. 

300.jpg

«Шейлок» театра «Et Cetera» — это взгляд  на сюжет шекспировского времени  из дня сегодняшнего мира бизнеса.  Все действие происходит в офисе. Столы, компьютеры, картотеки,  шкафы, журналы. Бюрократическая машина работает с холодным расчетом и ледяным цинизмом. Здесь нет места чувствам. Только деловые отношения, ничего личного. В отличие от пьесы Шекспира, в спектакле на первый план выходит  не тема любви, а национальный вопрос.

Фантасмагория — именно таким жанром определяет свою постановку сам Стуруа, хотя признается, что не вполне доволен этим определением, но чувствует в нем скрытую интригу. Парадоксальный Шекспир: при всей серьезности проблемы венецианские страсти он позволяет поставить и как трагедию, и как комедию, и как смешение самых полярных жанров.

Работа Александра Калягина в роли Шейлока удивительно тонка, точна, виртуозна, как и все, что он делает в кино и театре. Его роли запоминаются, а потом долго живут в памяти. Роль благородного венецианского купца Антонио исполняет Виктор Вержбицкий. Их герои — антагонисты во всем: в религии, в мировоззрении, в выборе духовных ценностей. Спектакль современен и актуален сегодня как никогда.

Думается, что приезд именитых гостей в наш город стал событием в культурной жизни и если не произвел фурор, что и не ставилось в задачу, то во всяком случае зрители смогли познакомиться с этим театром, с его труппой, с его эстетикой, его театральным языком. Подобные проекты, которые призваны поддерживать гастрольную деятельность театров, очень нужны. Это всегда новые эмоции, новые чувства, яркие переживания.                                                                                                                            

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора и из архива театра.

На фото: Александр Калягин и Роберт Стуруа
на пресс-конференции;

«Шейлок»;

«Комедия ошибок» театра «Et Cetera»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии