Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Музыкант не бросал нас, а все дальше увлекал от берега…»

04 апреля, 2016


Полянский-фото.jpg

«Наш город посетил и дал единственный концерт всемирно известный музыкант Олег Полянский. Он уже давно проживает в Германии, но часто бывает в России, давая многочисленные концерты по всей стране», — приятным поставленным голосом объявила ведущая музыкального вечера, музыковед, художественный руководитель иркутской филармонии Марина Токарская. «В первом отделении, — продолжила она, — мы познакомимся с Сонатой № 2 Франца Шуберта. Это одна из самых ярких сонат австрийского композитора-романтика, а во втором отделении — с Клодом Дебюсси, перейдя от романтической музыки к эпохе импрессионизма, ярким представителем которого в музыке был Дебюсси, а завершит нашу встречу исполнение Олегом Полянским фортепианной Сонаты № 7 Сергея Прокофьева».

Не все, наверное, знают, что на конкурсе Чайковского в 1998 году, на котором победил наш земляк Денис Мацуев, вторую премию получил Олег Полянский. Перед этим он уже стал лауреатом международного конкурса в Токио и Марселе, а на следующий год стал лауреатом конкурса в американском городе Цинциннати. Он лауреат двух конкурсов в Италии. Часть из этих конкурсных побед у него была посвящена исполнению музыки дуэтной.

Олег Полянский — пианист разносторонний. Он играет как с оркестрами, в том числе с такими знаменитыми, как «Виртуозы Москвы», Московский государственный оркестр, Национальный оркестр Украины, так и выступает в ансамблях с выдающимися музыкантами. Самыми крупными личностями в своей биографии он считает трех людей — это Александр Александров, преподаватель института имени Гнесиных в Москве, Сергей Доренский, преподаватель, профессор Государственной консерватории им. Чайковского, и Павел Кириллов, профессор Высшей школы музыки в Кёльне.

Пока Марина Токарская знакомила нас с предстоящей программой, подробно рассказывая о том или ином произведении композитора, слушатели внутренне настраивались, собирались с мыслями, готовясь к встрече с музыкой. Ее неторопливые интонации звучали убедительно, доходчиво, мягко, вводя слушателей в музыкальный мир. А я вспоминала один из концертов в Москве лет пять тому назад, когда слушала этого замечательного, тонкого музыканта.

Олег Полянский — человек чрезвычайно интересный, но, на мой взгляд, закрытый, избегающий шумных тусовок, живущий своим миром, своими ощущениями, наверное, как и многие одаренные, талантливые люди, ищущие тишины и уединения после выброшенного адреналина на концерте, когда сцена забирает музыканта целиком.

Мы, вдохновленные, облагороженные, ставшие после концерта классической музыки хотя бы ненадолго лучше и чище, как принято считать, разъезжаемся по домам, по дороге вспоминая радостные и светлые минуты концерта. Он же, музыкант, сняв бабочку в гримерочной уборной, какое-то время сидит неподвижно, погруженный в размышления и анализ отыгранного концерта, выпитый музыкой до конца, усталый, вытирая пот со лба, вороша в памяти тот или иной музыкальный эпизод, момент, мгновение, возможно не вполне довольный отыгранной программой. Хотя зрители кричали браво и требовали играть на бис, но у пианиста к себе другие требования…

А впереди ночь, номер в гостинице незнакомого города, и хорошо, если где-то его ждет семья или любимая, то можно позвонить и излить душу, а если нет? Как, впрочем, у многих музыкантов, ведь при бесконечном гастрольно-разъездном ритме жизни очень сложно иметь крепкую семью. Профессия музыканта во многом жертвенна. Наутро — аэропорт и перелет в другой город… И сколько их будет еще в судьбе музыканта, кто знает… К вечеру или днем он должен провести репетицию, проверить настроенность рояля, найти с ним «общий язык», а вечером быть в прекрасной форме, потому что вечером концерт и он должен выйти к своей публике, чтобы, как всегда, «поднимать их к небесам», делать их лучше и чище.

Вот пианист появился у занавеса: очень сосредоточенный, внутренне собранный, красивый, благородный, неторопливо сел за рояль, откинув полы фрака, подбитого красным шелком… От внимательного зрителя не ускользнет ни одна деталь. Внешний вид музыканта тоже важен, он также настраивает на восприятие музыки. Вид Олега Полянского безупречен.

Пауза, и… музыка полилась… Сначала, словно ручей, неглубокий, ровно текущий в своих пределах. Музыкант играл мягко, осторожно опуская красивые руки на клавиши, но постепенно маленький ручей разливался, не слушался, выбивался из берегов, превращаясь в реку, а потом в море. Музыкант не бросал нас, а, напротив, все дальше уходя от берега, крепко держа за руку каждого, уводил в большое безбрежное море под названием  «музыка». Он делал это так бережно, тактично и в то же время уверенно и смело, что было совсем не страшно покидать насиженный берег и уплывать за буйки с таким «проводником». Музыка обнимала, уносила, а музыкант увлекал все дальше и дальше, все выше и выше… Это парение над землей подобно кружению танца или превращению в легкий ветер, который колышет и задевает струны души так же, как задевает колосья в поле, кроны деревьев, облака, лодки на воде, легкие завитки волос юной красавицы.

Постепенно музыка утихает, и мы возвращаемся в зал, еще разгоряченные кружением танца, полета, путешествия в мир грез и гармонии, мысленно благодаря Олега Полянского за этот праздник души. Мы аплодируем, в нас снова поселилась любовь.

Лора Тирон, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии