Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Черные птицы» Александра Шумилова не попали в клетку

14 июля, 2015


326052_original.jpg10 июля Кировский районный суд Иркутска прекратил административное производство в отношении Александра Шумилова, президента филиала фонда «Город без наркотиков» в Ангарске. Для самого Александра, да и всех, кто следил за ходом дела, такой исход оказался радостным, но неожиданным. В областном управлении наркополиции усмотрели в книге Шумилова «Черные птицы», рассказывающей, между прочим, о борьбе с наркоторговлей, пропаганду наркотиков и решили, что надо бы распространение этой книги запретить.

Свою деятельность в Ангарске фонд «Город без наркотиков» начал в 2005 году, а книга Александра Шумилова «Черные птицы» вышла в свет в 2014-м, тиражом полторы тысячи экземпляров. По определению самого автора это «хроника наркоборьбы», предназначенная для широкого круга читателей. О  художественной ценности произведения поспорить можно, но стоит ли? Главная его функция — информационная — вопросов не вызывает. Преступники называются поименно, цитаты (чьи бы они ни были) приводятся без цензуры и правок, а истории самих наркоманов, собранные за десять лет работы, опубликованы с сохранением не только сленга, но и орфографии.

В предисловии Шумилов пишет: «После выхода этой книги на меня многие обидятся». Среди потенциальных обиженных указывает он и работников УФСКН по Иркутской области. Сложно сказать, является ли  это обидой, но реакция наркополиции выразилась в возбуждении дела об административном правонарушении — в апреле 2015 года. В протоколе обвинения было указано, что пропаганда наркотических средств в книге осуществляется несколькими способами. В том числе распространяются сведения о методах изготовления и использования наркотиков, а перечисленные адреса задержанных наркоторговцев являются рекламой точек наркосбыта.

С обвинениями автор книги не согласился и на заседании принял предложение судьи Светланы Почеповой выступить с разъяснениями. Он пояснил, что в книге указаны только закрытые точки наркосбыта, а каких-либо «рецептов» или тем более призывов к употреблению наркотиков в ней и вовсе нет.

— Основная задача фонда «Город без наркотиков» — совместно с правоохранительными органами закрывать наркоточки. Мы давали свои деньги на контрольные закупки, предоставляли транспорт, были понятыми и свидетелями. Раньше география деятельности простиралась от Черемхово и до Байкальска, но в последние годы мы ограничиваемся Ангарском — из-за нехватки средств, — заявил Шумилов. — Я просто постарался рассказать правду о том, что видел и что знаю. Я назвал вещи своими именами.

Чтобы установить истину, Шумилов и его защитник Олег Федоров ходатайствовали о проведении комплексной экспертизы, однако вместо нее суд назначил целых три — психологическую, лингвистическую и химическую. По поводу непредвзятости первой сторона защиты выразила сомнения — одним из экспертов была назначена сотрудница реабилитационного центра «Перекресток семи дорог», о котором Александр Шумилов в книге отзывается нелестно.

Заключение психологической экспертизы и впрямь было по меньшей мере странным. Проанализировав текст книги, специалисты пришли к выводу, что автор ее не только пропагандирует прием и изготовление наркотиков, а заодно и самосуд (тут эксперты оперируют понятием «грех»), но и силой удерживает, связывает и оскорбляет наркозависимых в своем реабилитационном центре (которого у Александра Шумилова, вообще-то, нет). Как бы то ни было, выводы экспертизы были сделаны не в пользу автора «Черных птиц».

Стиль, в котором представили свои заключения химическая и лингвистическая экспертизы, был куда более выдержанным. Эксперты отметили, что есть в книге и упоминание некоторых ингредиентов наркотических веществ, и описание нескольких этапов процедуры изготовления. Но однозначно утверждать, что это пропаганда наркотиков и ничто иное, утверждать не стали.

— Кто в здравом уме захочет вколоть себе серную кислоту? — откликнулся риторическим вопросом Александр Шумилов. — Эта информация должна и может не привлечь, а напугать, оттолкнуть.  

Еще один аргумент в пользу абсолютной честности таков — зная используемые наркоманами ингредиенты и инструменты, родители смогут вовремя насторожиться, найдя их у своих детей. А просвещение родителей — важная составляющая работы «Города без наркотиков».

Изучение же на заседании суда самой книги вызывало ощущение нереальности происходящего. Большая часть отрывков, в которых обвинение усмотрело распространение информации о способах приготовления наркотиков, оказалась историями наркоманов, в которых наряду с упоминаниями ингредиентов фигурирует, например, тушение шторы борщом.

Когда судья удалилась для принятия решения, Александр Шумилов отметил, что, каким бы оно ни оказалось, книгу он переписывать не станет, потому что уверен в своей правоте. К такому же выводу пришел и суд.

— Производство прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения, — огласила вердикт судья, сохранив за Шумиловым право распространять книгу и предоставив ее читателям возможность делать собственные выводы на основе полной информации.

К слову, рассматривавшая данное дело судья Светлана Почепова известна в Прибайкалье вынесением нескольких «громких» решений. Например, в 2012 году по так называемому делу Низамовой — Крутя о коррупции в региональной власти судья назначила экс-замминистру экономического развития Иркутской области Рите Низамовой, экс-министру социального развития региона Семену Крутю и его родной дочери Юлии Журавлевой более жесткое наказание, чем требовало обвинение, — все они получили реальные сроки. А в прошлом году Светлана Почепова отказалась отпустить под двухмиллионный залог экс-министра промышленной политики и лесного комплекса Прибайкалья Кирилла Торопова, задержанного за мошенничество в особо крупном размере.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести» 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии