Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«В искусстве для меня важна правда…»

09 октября, 2017

14 сентября в главном здании Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева открылась персональная выставка известного иркутского живописца Дмитрия Лысякова. Экспозиция, проводимая в рамках празднования 80-летия Иркутской области, получила название «Серебро». Название, конечно, довольно условное. Оно подразумевает и возраст живописца, когда человек в свои пятьдесят достигает не только зрелости возрастной, но и зрелости мастерства, а также во внимание взята и та тончайшая серебристая гамма его полотен, которая присутствует во многих работах Дмитрия.

1.jpg

Поздравить живописца пришли друзья, знакомые, поклонники творчества. Открывая экспозицию, заместитель директора по науке художественного музея Татьяна Огородникова сказала:

— На этой персональной выставке собрано не так много работ, около двадцати. Она ретроспективна. Дмитрий — художник популярный, известный. Как только он закончил художественное училище, он не раз становился участником областных, региональных, российских выставок. Я хорошо знаю, как он строг к себе, к своему творчеству. Он мог бы чаще собирать подобные выставки, но они не так часты. А еще причина в том, что его работы быстро расходятся. Они попадают к коллекционерам, любителям искусства, просто покупаются потому, что нравятся людям. Целая коллекция работ Дмитрия находится в Галерее Виктора Бронштейна и других галереях, в том числе зарубежных. Наш художественный музей гордится, что имеет две работы мастера: «Портрет Любови Имшенецкой» и «Автопортрет». На нашей сегодняшней экспозиции представлены любимые жанры автора — пейзаж, натюрморт, портрет.

Главное в работе над любым полотном для Дмитрия — уловить то сиюминутное, что отвечает его душевному состоянию. И в этом он является продолжателем лучших традиций русской реалистической школы.

После официального открытия гости расходятся по залу, чтобы увидеть новые работы, вспомнить выставлявшиеся ранее. Как вкусно и аппетитно посверкивают боками омули в тазу на его картине «Омуль». Чешуя свежевыловленной рыбы поблескивает и имеет яркий серебристо-перламутровый оттенок, что замечательно и искусно передано автором. Все подчинено единому освещению, ничто не отвлекает внимания, сосредоточенного на основной композиции, в которой умело переданы и форма, и объем.

2.jpg

А вот «Черемуха»: белый букет на столе отражается в темной поверхности стекла. Грозди ее нежных соцветий выпукло выделяются на фоне чернильно-фиолетовой темной гаммы. Все в этом простом натюрморте подчинено единому ритму, единому построению. В натюрмортах, запечатлевших и радость игры, как в «Букете пионов», где свежо и чисто звучат краски, и в «Черемухе», запечатлевшей гармонию и ясность линий, неизбежно прорастает зерно драматизма. Мы будто слышим незримый диалог «персонажей» на холсте друг с другом.

Дмитрий Лысяков — живописец вдумчивый, неторопливый. Практически любая картина мастера, на первый взгляд с самым простым сюжетом, способна надолго остановить возле себя спешащего зрителя, заставить поразмышлять, подумать.

Гармоничное звучание цветов, уверенный и виртуозный мазок, яркая передача света придают волнующее и неповторимое очарование его работам. Одним из любимых жанров автора является пейзаж. И что бы он ни изображал — солнечную Испанию, мощеные узкие улочки в Израиле или утренние туманы над Ангарой, работы мастера отличают необыкновенная созерцательность, лиризм и тонкость мировосприятия. Особый эмоциональный заряд несут и портреты иркутян — современников живописца.

Вот «Автопортрет». На первом плане мы видим фигуру самого художника в момент раздумий. Рядом отставленная кружка с недопитым чаем. Художник на минуту отвлекся да так и застыл, сосредоточенно о чем-то думая. Хорошо передается внутреннее состояние, течение мысли. На дальнем плане молодой человек в белой рубашке занят чем-то своим. Он отвлечен, спокоен, раскован. Сидя в удобном кресле, он небрежно просматривает журнал, разложив его на коленях. Возможно, они оживленно переговаривались еще несколько минут назад, возможно, спорили, но внезапно замолчали, каждый оставаясь при своем мнении, уйдя в свои мысли. В портрете застыла энергия живого взгляда, жеста, мысли.

3.jpg

Дмитрия не так просто разговорить. Он самоуглублен, вдумчив, скромен, серьезен. Он созерцатель, любит постоянство и покой. Однажды я попыталась его разговорить, навестив его в мастерской, но интервью не вышло. Пришлось обойтись без этого и просто написать о том, как я вижу и чувствую его полотна. Хотя, я думаю, так и должно быть. В работах мастера все сказано: и мир художника, и его внутренние ощущения, и его художественное высказывание о жизни. В работах не нужно прятаться за словами, здесь он обнажен, и каждая работа — это и есть его своеобразный манифест, его мысли, эмоции, которые уже не нужно облекать в слова.

Дмитрий никогда не стремится выдать эффектную «картинку», гнаться за модой, он всегда идет от правды, от сути. Об этом он сам говорил на открытии выставки, как всегда будучи немногословным и сдержанным на чувства:

— В искусстве для меня важна правда. Я не пришел делать революцию. Я по натуре миротворец. Я ищу гармонию, внутри работы пытаюсь соединить противоречивые вещи, при этом пытаюсь найти золотую середину.

Пейзажи Дмитрия Лысякова проникнуты особенной глубиной лирического чувства и любовью. Полновластно царит музыкально-ритмическое начало в работе «Август». На полотне домик, весь утонувший в буйной зелени трав, цветов, деревьев. Он напоен чистым воздухом солнца и света. От картины веет летним теплом, ароматом полевых цветов. Две фигурки у дома, разморенные жарким полднем, о чем-то мирно беседуют. От них прямо к зрителю бежит тропинка, по обоим краям поросшая буйной растительностью. Полотно Дмитрия предлагает свободно «прогуляться» по его лесному пейзажу, насладиться буйством простых, сдержанных, неброских красок, вдохнуть воздух разнотравья, насладиться красотой и гармонией природы, где трепетным чувством наполняется ваша душа.

Художник продолжает совершенствовать свою манеру, развивать свой глаз, искать систему техники, которая сообщала бы его картинам наибольшую убедительность. Он очень требователен к себе, и пусть кто-то другой, достигнув определенных успехов и признания, успокоится и почивает на лаврах, но это никак не относится к Дмитрию. Он всегда в поиске, в самоусовершенствовании, в постоянной работе над собой.

Не сомневаюсь, Дмитрий Лысяков еще сможет на своих персональных выставках не раз удивить нас своей особенной обостренной чувствительностью зрения, «живописным слухом», той самой чуткостью к краскам и к правде, которые составляют основу его творчества и его особенную неповторимую узнаваемую манеру.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея.

На фото: Дмитрий Лысяков. «Автопортрет»;

«Омуль»;

«Акко (из поездки по Израилю)»

 

 

 

 

 

.

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии