Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Наука — витамин жизни»

15 Февраля, 2016

8 февраля многочисленные сотрудники 14 научно-исследовательских институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ИНЦ СО РАН) отметили вместе со своими коллегами по всей стране общий профессиональный праздник — День российской науки. В этот же день руководители нескольких институтов провели совместную пресс-конференцию, чтобы рассказать о том, чем сегодня живут иркутские ученые и что ждет область в ближайшем будущем.

Как сделать «небо в алмазах»?

Научный руководитель ИНЦ, академик Игорь Бычков постарался развеять один из наиболее распространенных мифов о современной российской науке — вопреки сложившемуся стереотипу в науке много молодежи, а конкретно в Иркутске 40 процентов всех ученых моложе 39 лет. Правда, отметил академик, в былые годы к такому возрасту успевали создать новые научные направления или хотя бы создать новый НИИ. Сегодня успевают защитить диссертацию (300 из 700 молодых ученых ИНЦ имеют эту степень) и хотя бы не уезжают в другие регионы и страны, и то хорошо.

Работы в Иркутской области для молодежи с хорошим образованием много, а в перспективе будет еще больше. Наиболее интересным направлением Игорь Бычков считает поиск основной трубки месторождения алмазов, существование которой в общих чертах подтвердили работы последних нескольких лет. Необходимо срочно начинать широкую программу геологоразведки по нефти и газу — иначе уже в ближайшее время добыча углеводородного топлива сократится с нынешних 14 млн баррелей до 2,5—3 млн, а еще через десять лет нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» может и вовсе остаться пустым. Иркутский научный центр провел большую работу по обоснованию необходимости создавать нефте- и газохимический кластер именно в Иркутской области и обязательно с использованием Ковыктинского месторождения: аналогичные проекты на Дальнем Востоке  или в Европейской России не дадут аналогичного экономического эффекта.

Гримасы экологии

Интересные результаты получены в ходе исследований, посвященных восстановлению лесов Сибири после катастрофических пожаров в глубокой древности (не сотни, а тысячи лет назад) — сейчас это исследование может, вероятно, даже подсказать властям сибирских регионов некоторые практические шаги. Иркутские ученые всегда будут в центре событий, связанных с Байкалом, и в течение 2016 года основной темой для работы станет научное обоснование нового постановления правительства РФ о предельно допустимых уровнях озера.

Уже в ближайшие дни, 25 февраля, в Иркутске состоится экологический форум Общероссийского народного фронта (ОНФ). В зависимости от того, услышат участники форума представителей науки или нет, форум может закончиться принятием как научно обоснованной резолюции, так и каким-нибудь аналогом пресловутого закона об экологической экспертизе, по которому в Иркутской области и Республике Бурятия оказались под запретом все грунтовые дороги и требовалась экологическая экспертиза на строительство любого сарая.

«Мы не может опустить руки»

Иркутские ученые, как и вся российская наука, уже несколько лет живут в обстановке непрерывного реформирования. В 2016 году в связи с известными экономическими проблемами бюджетное финансирование всех работ сокращено на 10 процентов, не исключено и дальнейшее сокращение государственных расходов на фундаментальные исследования. А ведь именно в 2016 году научно-исследовательские центры должны были получить государственное задание на очередные три года работы. Существуют планы сокращения количества НИИ в стране — с нынешних 3 тысяч до 125. Хотя это и не означает автоматическое закрытие институтов и увольнение всех работников, а всего лишь превращение одних НИИ в филиалы неких крупных центров, идея не пользуется популярностью в научном сообществе. Академик Гелий Жеребцов, например, полагает, что нельзя жить сиюминутными проблемами и нужно смотреть далеко вперед:

— Те, кто в голодном 1949 году создавал многочисленные НИИ, смотрел далеко вперед, закладывал фундамент для будущего роста. Техносфера расширяется с каждым днем, ближайший космос стал уже не пустым пространством, а частью мировой экономики — на наиболее выгодных орбитах уже места нет, все заполнено спутниками связи. Человек и животные эволюционировали миллионы лет, они адаптировались к солнцу — а наша техносфера, от которой мы полностью зависим, нет. В 1830 году произошла такая вспышка, что вышли из строя вся та примитивная техника и средства связи, которые в то время были. Представьте, что произойдет, если она повторится сегодня? С 1990-х годов мы пробивали проект строительства гелио-геофизического центра в Иркутской области, нашли одно из немногих место, где работе оборудования не мешали бы техногенные излучения, в 2010-х даже добились выделения финансирования и в 2015 году должны были выйти «на фундамент» — а тут кризис, и опять все встало. Но мы не можем опустить руки, мы будем продолжать искать средства.

«Точки роста» в годы кризиса

Директор Института земной коры (ИЗК) Дмитрий Гладкочуб напомнил, что в Иркутской области на научные исследования в области геологоразведки выделяется из всех источников (включая негосударственные) всего 3 млрд рублей, в Якутии — 20 млрд, в Красноярском крае — 44 млрд. На таком фоне область может утратить свои позиции в российской экономике, а ведь перспективы есть, и неплохие.

Сотрудники ИЗК и их коллеги ведут работы по сокращению затрат и повышению рентабельности добычи золота — если уж нефть дешевеет, надо стараться заработать на других ресурсах. Перспективными считаются работы по освоению «техногенных месторождений» — переработке золошлаковых отходов ТЭЦ, в которых есть и железо, и глинозем. Ученые многое могут сделать для сокращения нерациональных расходов при размещении промышленных объектов лишь за счет обоснования сейсмической безопасности: предлагали, например, провести печально знаменитый Северомуйский тоннель на БАМе в безопасной зоне, но его все равно построили на разломе, выбросив деньги на ветер.

Если брать вещи сугубо прикладные, то специалисты ИНЦ и иркутских вузов принимают активное участие во множестве проектов. Только за последние два года на авиационном заводе были поданы 30 заявок на изобретения и получены 16 патентов. За это же время из группы в 15 человек вырос коллектив, объединяющий более 100 ученых и 150 студентов ИрНИТУ. В 2016 году ожидаются первые статистические результаты по применению разработанного в ИНЦ препарата перхлозон, который считается одним из лучших при лечении туберкулеза. Следующей перспективной разработкой, которая может вывести иркутских химиков на мировой уровень, считается агсулар — препарат для лечения атеросклероза, вырабатываемый простой экстракцией из древесных отходов.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии