Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Русская Америка» начиналась в Иркутске

04 апреля, 2017

00.jpg

Правительство Иркутской области предложило включить в проект «Великое озеро великой страны» несколько предложений по формированию туристического бренда, связанного с историческим прошлым области как форпоста в освоении Сибири и Дальнего Востока. Одним из объектов, формирующих единую картину исторического прошлого, может стать музей Русской Америки в Иркутске.

Купцы, прирастившие империю

Выступая на круглом столе «150 лет продаже Русской Америки. Сибирь и Аляска — связь территорий», руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина пояснила, что предложения от региона включены в заявку области и будут рассмотрены федеральным правительством уже в ближайшее время.

— На наш взгляд, музей Русской Америки в Иркутске должен стать одной из ключевых точек новых направлений туризма. Наше предложение направлено в Ростуризм, оно рассматривается, — сказала Екатерина Сливина.

Научное обоснование проекта подготовлено многолетними трудами ученых-историков Иркутского государственного университета. Профессор ИГУ Вадим Шахеров напомнил, что в США 30 марта и 18 октября отмечают как две исторические даты, связанные с продажей Аляски.

— В марте было заключено соглашение, пока оба правительства его ратифицировали, а в октябре состоялась передача русских территорий американскому правительству. Каждый год в городе Ситке (который был основан как Ново-Архангельск) вспоминают, как в 1867 году в середине дня торжественно спускают флаг Российско-американской компании и поднимают флаг США. Нам отмечать, конечно, нечего, но есть что вспомнить. Там и после передачи остались и многие русские, и наполовину русские люди, которые не вернулись в Россию. Иркутск в силу своего статуса в XVIII веке — а наш город тогда был административным центром всей Сибири от Енисея до Охотска и Камчатки — сыграл ключевую роль в освоении Русской Америки.

Вторая часть этой истории — это становление иркутского купечества, которое именно на этих экспедициях сделало свои капиталы. Купцы лето проводили в поездках, а зиму — в Иркутске: строили планы, нанимали работников, заключали соглашения. В архивах области есть много материалов на эту тему, — отметил Вадим Шахеров.

В основном эта история давно известна, но, как всегда бывает, есть аспекты, оставшиеся вне поля зрения ученых. Вокруг Русской Америки есть не только белые пятна, но и множество мифов. Часть этой истории просто не рассматривалась — мало кто думал о том, что Российско-американская компания была первым и уникальным по своим масштабам примером государственно-частного партнерства.

По волнам нашей памяти

Освоение Русской Америки было первой попыткой Российской империи создать собственную колонию за океаном. Несколько десятилетий деятельности компании (а до того — еще несколько десятилетий частных попыток освоения островов в Тихом океане) вместили, по мнению Вадима Шахерова, не только известный на тот момент опыт Ост-Индской компании, но и уникальные примеры, которые можно считать не столько российскими, сколько исключительно сибирскими практиками управления территорией.

— Практически все крупные храмы Иркутска строились на средства купцов, связанных с Русской Америкой. Сохранилось и уникальное здание конторы этой компании по адресу: улица Сурикова, 24. Сейчас там жилой дом, в котором находятся 15 квартир, а надо бы сделать музей. Сохранилась могила одного из выдающихся предпринимателей того времени — Григория Шелихова, который умер в Иркутске и был похоронен в ограде Знаменского монастыря. Это уже почти готовый туристический маршрут, но должен быть и музей Русской Америки — я на разных стадиях и разным руководителям области это предлагал. В Америке есть такие музеи в Ситке, есть Форт-Росс, где очень много говорится о роли русских купцов в освоении этих территорий. Пытаются в Вологде как-то говорить о местных купцах, которые на ранней стадии участвовали в экспедициях в Америку. Есть музей Баранова, есть в Тотьме есть домик, посвященный основателю Форта-Росс Кускову. У нас в Шелехове, конечно, почти половина музея посвящена Григорию Ивановичу, но Иркутск должен иметь свой музей, — отметил Вадим Шахеров.

Империя, предавшая купцов

Иркутские купцы своими усилиями, действуя на свой страх и риск, раздвигали границы — а империя, в свою очередь, бросила всех, кто не успел к назначенной дате покинуть территорию Аляски. По оценке историков, на Аляске остались несколько сотен человек, которые просили, чтобы их вывезли, но всем им было отказано в помощи со стороны государства; а еще около сотни человек, которых сегодня бы назвали «пенсионерами компании», никто и не планировал вывозить — их бросили сразу.

— Аляска — большая территория, и в отдаленных поселках о продаже-то узнали не сразу, а тем более собраться и уехать мало кто успел. В 1869 году компанию и вовсе расформировали, и тем более некому стало заниматься бывшими соотечественниками, — рассказал Вадим Шахеров. — В 1870-х годах на Аляске еще проживало около 500 русских, примерно полторы тысячи креолов (то есть дети от смешанных браков), и какая-то часть хотела уехать, но их обращения даже не рассматривали. Эти аспекты истории ни у нас, ни в Америке никто не изучал, за это тоже нужно браться.

Находки и потери

Заместитель директора Института географии имени В.Б. Сочавы Леонид Корытный напомнил, что идея о продаже Аляски появилась у последнего генерал-губернатора Сибири Михаила Сперанского, который полагал, что гораздо важнее закрепить за Россией южную часть Дальнего Востока, а не далекую и откровенно некомфортную Аляску. Эта идея понравилась великому князю Константину, брату императора Александра II, и продажа задержалась только из-за Крымской войны (которую Россия вела против коалиции европейских стран в 1853—1856 годах), а затем из-за гражданской войны в США (1861—1865 годы).

— В конце концов, вопрос о продаже Аляски решили всего шесть человек: император Александр II, его министры и специальный посланник США. Для всех это было неожиданное решение, и даже в США многих пришлось убеждать. За Аляску США заплатили всего 7,2 млн долларов, что было примерно в два раза меньше, чем они заплатили за французскую Луизиану, а по нынешнему курсу это около 220 млн долларов.

Что потеряла Россия в результате этой сделки? Прежде всего, очень сильно были утрачены позиции в северной части Тихого океана. В то время у нас с Америкой были самые лучшие отношения, а сейчас, конечно, Аляска — одна из самых важных стратегических территорий, и мы уступили этот плацдарм на века. В то время удержать эту территорию было очень сложно, все это понимали. Второй момент политический и психологический — в то время была известна такая фраза: «Где взвился русский флаг, там спускать его больше нельзя». А тут это было сделано, причем добровольно. Тогда еще не знали про нефть и золото, но предпосылки уже были, — отметил Леонид Корытный.

История продажи Аляски интересна еще и тем, что это пример перехода государственно-частного проекта под полное управление государства: к середине XIX века царская семья оценила высокие доходы, которые приносила Русско-Американская компания, и стала ее крупным акционером. Для усиления контроля за деятельностью компании ее руководителями стали назначать военных — и вот они-то, хоть и были лично храбрыми и патриотически настроенными людьми, вскоре полностью развалили экономическую сторону работы компании. Оценка Аляски делалась не по стоимости ее земли или полезных ископаемых (истинную цену которых тогда никто не представлял даже приблизительно), а лишь по стоимости компании.

Еще одна важная сторона этой истории — куда пошли вырученные деньги. Царское правительство поначалу планировало направить деньги на развитие Сибири, однако в какой-то момент решение было изменено и на 7 млн долларов закупили оборудование для железных дорог, построенных вокруг Санкт-Петербурга и Москвы.

Логика продажи

Вадим Шахеров, впрочем, считает сделку по продаже Аляски более чем удачной — хотя бы потому, что в реальности Русско-Американская компания (и через нее Российская империя) контролировала не ту территорию, которая сегодня известна как штат Аляска. Купцы вели в основном промысел морского зверя и контролировали острова и часть прибрежной территории. Население — за исключением породнившегося с русскими или принявшего православие — относилось к пришельцам откровенно враждебно.

— В продаже Аляски была своя логика, и если вспомнить историю Форта-Росс, который был продан за мизерные деньги, а он не окупил того, что было вложено, то это было правильное и своевременное решение. Вспомните времена «золотой лихорадки» в Калифорнии, а потом на Аляске: Россия никогда наличными силами, а это были всего несколько сотен человек, не смогла бы навести порядок среди нескольких тысяч авантюристов, бросившихся на эту территорию. Даже США это смогли далеко не сразу. Русско-Американская компания была типичной монополией, в эпоху развития капитализма такие механизмы уже мешали. Офицеры, конечно, участвовали в управлении, но главные решения принимали не на месте, а в Санкт-Петербурге, делали это наемные «менеджеры». И компанию справедливо обвиняли в том, что она свои интересы ставит выше интересов государства. Морские промыслы оскудевали, компанию нужно было переводить на новые рельсы, нужны были инвестиции — и это тоже причина того, что российская власть вовремя поняла: удержать эту территорию не удастся.

Кроме того, это был один из эпизодов геополитической борьбы: Россия тем самым усилила США, чтобы досадить Британии. Вспомните, Россия в то время пошла в Среднюю Азию именно из тех же соображений. Ну и главное: нельзя было гнаться за двумя зайцами: уступив Аляску, Россия смогла направить все силы на Дальний Восток, где тоже требовалось и население, и строительство инфраструктуры, — подвел итог Вадим Шахеров.

Даже из этого обсуждения видно, что история Русской Америки содержит в себе много не только интересных, но и поучительных моментов. Неизвестно, поддержит ли в итоге федеральное правительство проект музея в Иркутске, откроются ли туристические маршруты — пусть не на Аляску, а хотя бы в черте города, но очевидно, что областным и городским властям стоит и впредь поддерживать проекты ученых, связанные с изучением этой части нашей истории.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

На фото: Флаг Российско-американской компании
— первого примера государственно-частного
партнерства в отечественной истории

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии