Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Риголетто» с иркутской пропиской

09 Февраля, 2012

 

 

Публика восторженно приняла
концертное исполнение оперы

 

«Риголетто» Джузеппе Верди не случайно называют классикой, сочинением из обоймы лучших оперных произведений мира. Здесь и прекрасные оркестровые страницы, и выразительные, полные то драматизма, то светской легкости вокальные партии. (Вспомним хотя бы такие контрастные — арию Риголетто, чью душу гложет боль за дочь, и легкомысленную песенку Герцога – всем известное «Сердце красавицы…»). Надо ли говорить, что это материал сложный, который нужно не просто «сыграть и спеть», но предельно наполнить чувствами, переживаниями героев, попавших в непростые жизненные перипетии. И то, что сегодня на сцене иркутской филармонии состоится не спектакль, а концертное исполнение оперы, ничуть не облегчает задачу музыкантов, хора, солистов, хотя и дает возможность сосредоточиться только на музыке и вокале.


Зал с волнением ждет начала. Вот на сцене расселись музыканты оркестра, выстроился камерный хор… Ведущая концерта сообщает предварительную информацию:

— Все вы знаете, что сегодня в Иркутск приехали вокалисты из разных городов мира, принимают участие в постановке и иркутские музыканты. Хочу обратить ваше внимание — нынешнее концертное исполнение оперы – целиком и полностью детище нашего маэстро, заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша. Это не первый его опыт — под его управлением опера «Риголетто» не раз звучала на мировых оперных сценах.

Но давайте вернемся чуть-чуть назад, за два дня до этой премьеры. Тот же филармонический концертный зал, та же сцена. Идет репетиция — кажется, всего лишь вторая. Артисты все — на сцене, мужчины в теплых свитерах — день-то какой морозный! Это в дни премьеры они выйдут к зрителю в элегантных концертных костюмах с бабочками, а вокалистки — в умопомрачительных сценических платьях. (Анастасия Привознова даже взяла в Центре Вишневской напрокат настоящее платье Джильды).

Артисты перед началом еще шутят, настраиваясь на действие, — ведь все начинается светским балом, где герцог обменивается с гостями веселыми репликами, а шут Риголетто выходит в колпаке и в соответствии со своим придворным амплуа делает всем «страшные глаза»… И вот уже на сцене все идет своим ходом, вступают оркестр, солисты, хор, и невольно думаешь: как сложен механизм произведения и как слаженно — это уже видно! — он работает. Есть, конечно, какие-то шероховатости, которые не ускользают от слуха маэстро, и Илмар Лапиньш время от времени останавливает оркестр и просит вернуться к такту такому-то.

В короткий перерыв в ходе репетиции спешу задать несколько вопросов основным исполнителям.

Лауреат международного конкурса Анастасия Привознова, приехавшая из Москвы, представляет Центр оперного пения Галины Вишневской. В Иркутске ее уже слышали — в роли Марфы в «Царской невесте», а также в программе фестиваля «Дыхание Байкала».

— С каким настроением вы на этот раз прибыли в Иркутск? Как относитесь к новой работе?

— Если честно — то с трепетом. Я впервые исполняю эту партию и поэтому поначалу очень волновалась: как будет звучать голос? Как будет звучать ансамбль — с другими исполнителями, с хором, с оркестром? Но после того, как прошла пробная репетиция, я успокоилась. Думаю, что все будет хорошо.

— Вы чувствуете какую-то особую приподнятость, некий завод?

— Всегда, когда я прилетаю на гастроли, я такой завод чувствую. Мне очень нравится этот тонус, это небудничное ощущение. Интересно, когда во время исполнения открываешь новое в себе, в партнере — даже если исполнял это уже много раз. Как актер в любой роли ищет и находит что-то новое — так и вокалист в своей партии находит новые краски. Впрочем, для меня, повторяю, это первая встреча с партией Джильды.

Небольшой перерыв наступил и для Фернандо Араужо, исполнителя заглавной роли — Риголетто. Фернандо почти полиглот, знает несколько языков, но русский для него пока трудноват, в стадии освоения. Поэтому вопросы и ответы переводит его партнер по проекту и жена Елена Кононенко (она же Маддалена). Елена пела на сцене Большого театра, выступала на оперных сценах Швейцарии, Англии, Германии, Норвегии, Франции, Австрии. Сегодня оба они, Елена и Фернандо, представляют Зальцбург.

Итак, вопросы к Фернандо. Елена Кононенко по ходу ответов что-то комментирует, добавляет от себя.

— Фернандо, как вы чувствуете себя в роли Риголетто, как вам работается? Ведь по сцене вы — отец Джильды, хотя в жизни выглядите скорее как ее брат…

— В этой роли самое главное для каждого баритона — это то, к чему приходит артист. Часто эта роль — вершина его вокальной карьеры. Во всяком случае, это не то, с чего артист свою карьеру начинает. И Фернандо понимает, что еще молод для этой роли в общепринятом значении. Эта роль очень эмоциональна по голосу, и справиться с ней — большое достижение для артиста.

Но если вы с любовью, желанием и настойчивостью за это беретесь — то любая задача по плечу. И он очень рад, что его первое прикосновение к Риголетто происходит под руководством Илмара Лапиньша. Он уверен, что Илмар Лапиньш — находка для Иркутска и один из лучших дирижеров в мире. Мы живем в непростое время, и в Центральной Европе становится все меньше людей, которые что-то понимают в опере, и в Верди в частности, которые разбираются в старой итальянской оперной традиции. А Фернандо с детства знает эту оперу, она у него в крови. И это особенная удача — делать эту оперу с Илмаром Лапиньшем.

Елена Кононенко развивает и продолжает эту мысль Фернандо:

— У Фернандо богатая биография, активно гастролирует в Европе и Америке, он посетил очень многие так называемые музыкальные центры, но говорит, что такой уровень дирижирования, такой искренний интерес к своему делу встречаешь не так часто. Здесь же видны подлинная заинтересованность дирижера и очень хороший уровень музыкантов оркестра. Так что в наше время, когда некий кризис заметен и в нашей сфере, сфере искусства, — нет такого заметного разделения на провинцию и центр, все смешано, и есть только имена. И важно осознавать самим, что такое хорошо в искусстве и что — плохо, не поддаваться на рекламные клише, когда вам навязывают: «вот этот певец — самый лучший на планете, и только ему следует аплодировать». Не нужно бояться своих собственных суждений, слушайте свое сердце, и если вам нравится что-то — не бойтесь это признать. Фернандо желает Иркутску оставаться настоящим культурным центром, и тогда вот эта радость и любовь к музыке тоже сохранятся.

И если бы нам было неинтересно работать для такой публики — мы бы сюда не приезжали. Исполнение такой музыки не может быть «по обязанности» — это всегда радость. И для него большая радость петь в Иркутске, потому что он чувствует в этом городе неподдельную любовь к искусству.

— Это хорошо, когда муж и жена занимаются одним общим делом?

— Это имеет свои плюсы. Если один поет на сцене, а второй сидит в зале — то можно всегда помочь друг другу хорошим профессиональным советом.

— Фернандо учился на фортепианном факультете и на факультете вокала. Почему он отдал предпочтение вокалу?

— Это не он выбирал — это его голос сделал выбор. Но фортепианное образование для него не прошло бесследно и остается важной частью в его музыкантской жизни. Есть у Фернандо и композиторские склонности — еще в детстве он сочинял оперу, потом оставил ее до своей зрелости, но, может быть, еще вернется к ней и когда-нибудь представит публике свое оперное сочинение.

— У вас уже есть планы на ближайшее время?

— Да, у меня есть определенные планы, — говорит Елена Кононенко. — Это дальнейшее прослушивание и взятие, так сказать, новых бастионов. Я по голосу выхожу на новый рубеж, утвердилась как драматическое сопрано, и теперь мне нужно развиваться в этом амплуа. Концерты предполагаются в основном на территории Германии и Австрии; в Италии будет сумасшедший месяц… Фернандо тоже сейчас предстоит перелет в Мадрид, где у него будет концерт в большом престижном зале с выдающимся басом… Я улетаю в Италию, затем назад в Германию — в Берлин… Одним словом, у нас постоянные поездки.

А последний год иркутский контакт и иркутская филармония занимают большое место в моих творческих планах. Так бывает, когда год, два, три ты плотно работаешь с какой-то командой; потом возникает что-то другое, ведь и публика нуждается в разных исполнителях на одной и той же сцене. Но этот период у нас связан с Иркутском. Есть и дальнейшие планы, связанные с Илмаром Лапиньшем и вашим оркестром, и это очень приятно.

Вообще такие контакты — это очень плодотворно для нас, людей искусства, и я за такие контакты между музыкантами разных стран.

Еще один исполнитель ведущих партий, тенор Евгений Иганс, знаком иркутянам несколько иначе — два сезона он пел на сцене Иркутского музыкального театра имени Н.М.Загурского и запомнился своим выразительным красивым голосом, молодостью, очевидным вокальным талантом. Участвовал он и в фестивале «Дыхание Байкала», после чего уехал работать в Прибалтику. Сейчас представляет Ригу, а сегодня поет партию Герцога Мантуанского.

— Евгений, вам приятно, что Илмар Лапиньш пригласил вас в этот неординарный проект?

— Не то слово! Скажу более того — я приехал сюда как к себе домой…

— Сложно проходили репетиции?

— Напряженно, практически каждый день… Лапиньш, конечно, творит чудеса. Такой гигантский оркестр заставить играть так слаженно… — за такое короткое время! Команда великолепная, одно удовольствие работать с ними.

Самый отрицательный персонаж в сюжете оперы — наемный убийца Спарафучиле. На эту роль приглашен знаменитый бас из Софии Петр Бучков. В жизни, конечно же, он лишен того «отрицательного обаяния», которым наделили его создатели «Риголетто». Когда я спросила его об ощущениях, о волнении, он ответил не без азарта:

— Это примерно… 265-й мой «Риголетто»! Так что я как-то уже вполне освоился!

...Вообще в этой опере лишь две басовые партии — одна из них досталась болгарскому певцу, кстати сказать, более опытному, старшему по возрасту, чем другие солисты; на вторую басовую пригласили иркутского артиста — Андрея Данилова из музыкального театра. Кроме него, заняты и другие артисты музыкального — Екатерина Переверзева, Евгений Алешин (ему достались сразу три роли), Денис Ветров, Юлия Мазан, Мария Быкова. Камерный хор, руководимый Еленой Залепо, Губернаторский симфонический оркестр с маэстро Лапиньшем за пультом… Вот, пожалуй, все те творческие силы, которые объединились в эти два вечера, 4 и 5 февраля, на сцене Иркутской филармонии. Объединились, чтобы подарить иркутским любителям оперного искусства незабываемые впечатления.

Было бы огромным достижением для Иркутска — построить в городе концертный зал, где могли бы исполняться и симфонические, и оперные произведения. Об этом мечтает, к этому стремится Илмар Лапиньш. А пока — эти блистательные оперные премьеры на сцене филармонии, которые показывают, что жители нашего города давно «созрели» для понимания оперного жанра, для новых впечатлений.

Подтверждение тому — горячие, долго не смолкающие аплодисменты, которыми награждены были и солисты из далеких городов, и наши музыканты, хористы, вокалисты, — словом, все, кто причастен к появлению «Риголетто» на иркутской сцене.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой, специально для «Байкальских вестей».
На фото: Маэстро Лапиньш с камерным хором и музыкантами Губернаторского оркестра;
  Фернандо Араужо и Петр Бучков (Спарафучиле);
Анастасия Привознова (Джильда) и Фернандо Араужо;
Елена Кононенко (Маддалена), Евгений Иганс (Герцог);
Руководитель проекта, дирижер Илмар Лапиньш;
Фернандо Араужо в роли Риголетто
 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии