Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Рекомендую вам — Онегин, мой сосед…»

11 марта, 2014

 

Как  вернуть свежесть затертому драматическому или оперному классическому шедевру? Сейчас это бойко делают иные  современные режиссеры. Могут просто перенести действие на какую-то другую планету или поселить действующих лиц в тюремный барак, а можно связать их узами нетрадиционной любви или… Да что там фантазировать. Классики и не такое «сегодняшнее прочтение» выдерживают!

Одна из самых исполняемых и любимых во всем мире опер «Евгений Онегин», представленная Иркутским музыкальным театром имени Н.М.Загурского, порадовала и уважительным отношением к шедеврам прошлого, и современностью постановки, и одновременно стильностью сценического языка.

Собственно, премьера оперы в музыкальном театре прошла еще в 2010 году, она  имела хорошие отзывы, и устные и в печати, положительный резонанс в городе. Но театр решил пойти еще дальше. А почему бы не пригласить на главные партии солистов Большого театра? Идея была интересной и принадлежала главному дирижеру театра Николаю Ростиславовичу Сильвестрову, тем более что наши гости, на которых «делали ставку», Олег Кулько и Андрей Григорьев, бывшие иркутяне, родились и какое-то время жили в нашем городе. Идея подкрепилась действием, и в феврале эту знаменитую оперу иркутяне смогли увидеть на сцене музыкального с солистами Большого театра в главных партиях.

Народный артист России Олег Кулько (тенор) исполнил партию Ленского, заслуженный артист России Андрей Григорьев (баритон) — партию Онегина. Партию Татьяны исполнила Ангелина Никитченко (сопрано), артистка молодежной оперной программы Большого театра. Партию Ольги — Елена Барабошкина, артистка труппы Иркутского музыкального театра. В остальных ролях также артисты музыкального театра.

 


Спектакль выстроен до конца: детально по психологии, причинно-следственным связям — при общем крайне лаконичном решении. Он лишен всякого стремления к эпатажу. Интонация спектакля деликатна, камерна, трепетна и проникновенна, что является одним из главных его достоинств.
 

 

Без красивостей и пафоса эта история любви звучала искренне, страстно, со всеми неразгаданными чувствами и прерванными отношениями — печальная история о людях, прошедших мимо своего счастья, мимо своей судьбы, история о жизни с ее поэзией и прозой.

Актеры донесли нам и несостоявшуюся любовь, и смятение, и горькое  разочарование,  где все взаимоотношения были заявлены с самого начала, всем даны характеристики.  В музыке еще шла экспозиция, а сценически — происходила завязка будущей драмы, пред­опре­де­ля­ющая тра­ги­че­ский финал.

Людмила Налётова из Москвы, режиссер-постановщик, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», преподнесла классический оперный сюжет с очень личной и теплой интонацией, сумев вложить в постановку и передать свежее восприятие великой лирической оперы. Великолепно это получилось и у дирижера Николая Сильвестрова, музыкального руководителя спектакля.  Его большой опыт дирижера позволил ему показать и передать зрителю  дух Чайковского, его лиризм, всю эту «бездну поэзии», которая заложена в произведении.

Спектакль выстроен до конца: детально по психологии, причинно-следственным связям — при общем крайне лаконичном решении. Он лишен всякого стремления к эпатажу. Интонация спектакля деликатна, камерна, трепетна и проникновенна, что является одним из главных его достоинств.

Музыкальная часть постановки была в театре на высоте: чистый лирический тембр Ангелины Никитченко как нельзя лучше сочетался с богатым красками баритоном заслуженного артиста РФ Андрея Григорьева, показывая зрителям замкнутого, несколько неприкаянного светского льва. А по духу лемешевский тенор народного артиста России Олега Кулько восхищал жаром души поэта, давая припомнить знатокам еще ту, давнюю, традиционную постановку в Большом.

Татьяна по сути своей, по мироощущению — чеховский персонаж, глубоко чувствующая, тонкая натура. Она скрытна, странна, неприметна и одновременно — как натянутая струна, на грани срыва. Ангелина Никитченко в партии Татьяны хороша, внятна, она  вела свою роль тонко, до самого конца спектакля выдерживая главную черту своей героини — беззащитность.

Вокально весьма убедительна была Елена Барабошкина в партии Ольги, показавшая и полновесное и благородное пение, и чистую и точную интонационную выразительность. А если добавить к этому и отличное качество оркестровой игры, то становится очевидным, что режиссура хорошему исполнению не помеха. В этом «Онегине» всем  удалось счастливо сочетать музыкальное качество и драматическую убедительность.

Музыка здесь драматургически-действенно осмысленна. Она каждый раз не просто фон или эмоциональное высказывание, она — характеристика героев, ситуации, внутренних перемен. Оркестр Николая Сильвестрова работал на общий тон, на общие задачи спектакля.

 

Прочтение «Евгения Онегина» в Музыкальном театре имени Н.М.Загурского  вдумчиво, тонко  и уважительно по отношению к первоисточнику и увидено постановщиками с позиций XXI века, ведь другим стал сам воздух спектакля, которым дышат герои Пушкина и Чайковского. И  каждое поколение будет видеть в этом шедевре что-то свое,  вносить свой опыт, свой взгляд, свою культуру.

 

Постановщики  насытили оперу живыми токами драмы, превратив массовки в подробные и разнообразные  сцены, хореографически и пластически обозначив характеры, где каждый из участников спектакля дышал единым чувством ансамбля.

Балетмейстер-постановщик — лауреат Международного и Всероссийского конкурсов хореографов Людмила  Цветкова. Хормейстеры — Наталья  Ладыгина, Ульяна Чугуевская. Концертмейстеры — Ирина Агафонова, Ольга Бутыгина, Татьяна Наумова, Юлия Цогла.

Понравилась довольно лаконичная, современная, стильная  сценография и костюмы  художника Виктора Архипова (Москва). Декорации моментально меняли пространство,  мизансцены сопровождались  видеорядом, замечательно дополняющим настроение героев, природы, общей атмосферы происходящего, в какой-то степени подчеркивая и отражая мотивацию поступков персонажей.  Весь визуальный облик спектакля, его строй, при отсутствии «музейной похожести» пушкинского времени, тем не менее был пронизан уважительным отношением к первоисточнику, попыткой творческого погружения в достоверность, стремлением психологического исследования характеров.

С самого начала нехитрая и спокойная обстановка дворянской усадьбы Лариных, где плетутся венки на фоне живописных стожков сена, где видеорядом поддерживается настроение этого спокойствия и безмятежности,  вызывая улыбку, но добрую и милую, потому что именно этот акцент в деталях деревенского быта усиливал «реалистичность» момента. И именно стилю этой постановочной эстетики доверяешь полностью, потому что она рассказывает именно ту историю, которую и намеревались рассказать слушателю и зрителю композитор вместе со своим либреттистом.

Световая партитура спектакля, созданная художником  по свету, заслуженным работником культуры РФ Галиной Мельник, эффектно подчеркивала  правдоподобие происходившего, ярче  помогало  понять и освоить воображением место действия, время года, обозначив видимые приметы лета и зимы, световые мерцания, вспыхивания, угасания, восходы или закаты, остроту момента или его спокойствие и безмятежность.

 


Постановщики  насытили оперу живыми токами драмы, превратив массовки в подробные и разнообразные  сцены, хореографически и пластически обозначив характеры, где каждый из участников спектакля дышал единым чувством ансамбля.
 

 

Не всякий драматический спектакль оставляет такое ощущение объемности, смысловой наполненности, психологической точности во взаимоотношениях, в создании атмосферы, а в данном спектакле — жизни усадебной и столичной.

Публика тепло приняла спектакль, что говорило о востребованности оперы на иркутской сцене, ее актуальности, о том, что она была понята и принята ею именно в такой интерпретации.

Прочтение «Евгения Онегина» в Музыкальном театре имени Н.М.Загурского  вдумчиво, тонко  и уважительно по отношению к первоисточнику и увидено постановщиками с позиций XXI века, ведь другим стал сам воздух спектакля, которым дышат герои Пушкина и Чайковского. И  каждое поколение будет видеть в этом шедевре что-то свое,  вносить свой опыт, свой взгляд, свою культуру. Новое время будет вписывать себя в глубинное прочтение классического произведения и совершать собственные открытия. А не ради этого ли и существует искусство театра?

Лора Тирон, «Байкальские вести»

Фото из архива Иркутского музыкального театра.

На фото: сцены из оперы «Евгений Онегин».
В главных ролях солисты Большого театра Ангелина
Никитченко, Андрей Григорьев и Олег Кулько

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии