Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Перо в руке заменит два крыла…»

18 марта, 2013

 

Беседа с ученым, писателем, поэтом Раисой Лобацкой

Окончание. Начало в № 11

 

— Раиса Моисеевна, когда и как  родились ваши первые стихи и почему профессией вы выбрали все-таки геологию?

— Это было еще в  детстве. Учась в школе, я уже публиковалась в газете «Советская молодежь», даже хотела на журфак поступать, но как-то послушав верного совета мамы своей подруги, крупного ученого-металлурга Августы Спиридоновны Бессоновой, я оставила эту затею. Она была человеком мудрым, для меня очень авторитетным и смогла вразумительно убедить, что писать стихи, а вернее, просто рифмовать слова — это еще не поэзия.  В юности многие  пишут стихи, а потом это уходит, и остается досада, невостребованность и обида на жизнь.  Писать стихи можно просто для себя, для друзей, сделать это увлечением, страстью, любимым времяпрепровождением,  но профессией…   Здесь надо долго и крепко подумать: а нужно ли? А мое ли это дело? В этом ли мое предназначение?  Поэтому, подумав,  я выбрала геологию. И, как оказалось по прошествии многих лет, сделала все правильно.

Геология — профессия замечательная, не профессия даже, а образ жизни. Другой я бы и не хотела. И  стихи я  пишу до сих пор, некоторые, пожалуй, могу считать удачными. А еще я в детстве занималась фотографией и очень любила это занятие. Я до сих пор из поездок привожу массу снимков, некоторые из них можно увидеть  в моих книгах.

Что касается профессии, то благодаря  ей я   много поездила по стране, по миру. Во времена Советского Союза мало кто ездил за рубеж, а я уже тогда благодаря разным международным конгрессам,  научным симпозиумам побывала во многих странах.  Мне в геологии очень повезло. Три года я работала в Средней Азии: на Памире, на Тянь-Шане. На Памире под наплывом впечатлений я написала первый очерк. Правда, позже  я поняла, что очерк должен  быть совсем другим, не с восторгами и эмоциями от того, что я видела, а с глубоким анализом и философскими размышлениями. Скорее не очерк, а эссе — размышления на тему...  И  такого плана первый  удачный  очерк у меня получился после нескольких лет работы в Китае. Он о китайской перестройке. В общей сложности я  проработала в Китае более 20 лет. Люблю эту страну, часто езжу туда в экспедиции, читаю лекции. Читаю на  русском с переводчицей, а  если необходимо — на английском.

— Кто из писателей для вас наибольший авторитет в литературе?

— Для меня когда-то примером мастерства написания рассказа был Чехов, и я шла от него. Как раз он привел меня к мысли, что этот  жанр в литературе самый трудный, поэтому,  прежде чем браться за него, нужно творчески созреть. Рассказ требует очень мощной, глубокой мысли и краткости.  Время пришло, и  я начала писать рассказы. А примером мастерства в поэзии были и остаются Мандельштам, Цветаева, Пастернак, Бродский.

— А чем вам интересен  проект «Автор на сцене» и что вы о нем думаете?

— Проект задуман очень хороший. Во-первых, как мне кажется, он  позволит значительному числу людей узнать, насколько разнообразна и богата культурная среда Иркутска. Многие люди, как ни странно, об этом даже не догадываются. Во-вторых, людям всегда интересно, как то или иное произведение создавалось и что автор хотел донести до читателя, какие проблемы задумал поднять, всколыхнуть, почему он  вдруг взялся за перо. Любое литературное произведение — это своеобразное послание миру, и автору легче донести его при непосредственном общении с читателями. И им, в свою очередь, интересно иногда послушать и посмотреть на самого автора, задать ему вопросы. Всегда интересен человек, личность. Мне и самой кое-кого хотелось бы услышать с этой сцены.    Проект,  без сомнения, своевременный, нужный и значимый.

— Вы наверняка сейчас над чем-то работаете?

— Сейчас я пишу  роман, он очень многоплановый, многосложный.  Берусь за разные его части, пишу, бросаю, снова берусь. Он и о жизни, и  о судьбе, о любви, о том, что происходит в современном обществе, о множестве сегодняшних социальных проблем.

— А что вас беспокоит в современном обществе, какие вы видите  его болевые точки?

— Первая – это катастрофически поверхностное отношение к жизни. Конечно, можно жить и воспринимать ее легко и просто: пошел, встретил, полюбил, женился, сходил в ресторан, встретил другую  и т.д. И  как-то так день прошел, и слава богу. И не надо задумываться, что все мы подойдем к финальной черте, а что останется?  Разговоры о том, сколько заработал и что купил?  Беспокоит и состояние страны. Я в значительной степени человек политизированный. Меня многое не устраивает: и безнаказанный криминал, и коррупция, пронизавшая общество сверху  донизу, и отсутствие перспектив для молодежи, у которой нет настоящей работы, поскольку не развивается промышленность, экономика. Мне не нравится, какое во всей этой перевернутой действительности сформировалось отношение к интеллектуальному труду. А ведь ни для кого не секрет, именно по  уровню интеллектуальной среды можно судить об уровне государства.  В нашем чиновничьем беспределе утонули все гуманитарные ценности. Сейчас во главе угла только деньги да еще страшное море бумаг. Мы погрязли в бумаготворчестве. Дума творит огромное количество законов. И когда только успевают! А законы эти и не работают, и никому не нужны, а часто просто чудовищны. Достаточно вспомнить «антимагницкий закон» — отыгрались коррупционеры на сиротах.

Беспокоюсь за нашу молодежь, которую мы в вузах готовим к одной жизни, а они выходят из стен университетов и сталкиваются с совсем другими реалиями: страшными, жуткими, жестокими. Беспокоит и то, что люди продолжают уезжать из страны.

— Но что-то вас сегодня должно и радовать, вдохновлять, давать силы?

— Радует  в жизни тоже очень многое. Например, ежегодно входя в аудиторию первого сентября, я спрашиваю первокурсников, кто из них читает художественную литературу. И с каждым годом рук поднимается все больше и больше. Это не может не радовать. Есть ребята, которые любят русскую классику, а есть те, кто любит английскую литературу. Была у меня студентка, которая обожала Петрушевскую. Кто-то любит читать Людмилу Улицкую, Пелевина, Маркеса. А были годы, я входила в аудиторию, и если одна рука из сорока человек на мой вопрос о чтении поднималась, то это было хорошо.

Радует, что за перестроечные годы вокруг меня не образовалось вакуума, что мои друзья не бросились очертя голову в зарабатывание денег, а все-таки остались в том интеллектуальном пространстве, которое было до перестройки, оно сохраняется и сейчас. Нам есть о чем говорить, у нас остаются общие интересы, и если мы делимся впечатлениями о каких-то поездках, то это исключительно с точки зрения познания мира, знакомства с новыми местами, а не с точки зрения крутизны поездки. Радует, что мир становится общим. Я против всяческих границ, такая ярая  сторонница глобализации. Земля такая на самом деле маленькая, я как геолог это понимаю, и  я хочу, чтобы люди ее познавали, узнавали культуру населяющих ее народов, понимали и принимали их проблемы.  Я за то, чтобы мир стал единым для всех, без войн и социальных катастроф.

Также радует меня  хорошая прочитанная книга, радует семья,  дочь, внук, их успехи. Радуют студенты и аспиранты кафедры, которую я когда-то создала.

— В  техническом университете вы открыли и  возглавляете кафедру геммологии (наука о камнях), поэтому,  наверное, о камне знаете все.  По его рисунку и каким-то другим особенностям можете рассказать всю его историю, и это еще одна большая ваша любовь…

— Эту кафедру я открыла 16 лет назад. На ней мы готовим  студентов  по специальности «Технология  художественной обработки ювелирных материалов».

А о камнях, конечно, можно многое рассказать, они для меня живые существа, и у каждого индивидуальный облик, как у людей.  Мне  в  последние годы интересна история и сегодняшний день камнерезного искусства. В камнерезном деле, которое когда-то в России начал К.Фаберже, наша страна  очень преуспела. Можно сказать смело — мы  впереди планеты всей. В России есть три  наиболее значимые ювелирные школы, развивающие искусство мелкой камнерезной пластики. Это Санкт-Петербург, Екатеринбург и Иркутск, а ювелирное искусство Иркутска насчитывает более 350 лет.

Каждый год наша кафедра проводит  выставки ювелирных и камнерезных работ, в которых участвуют и профессионалы, и студенты. Очередная выставка откроется 13 мая  в Музее  истории города Иркутска. Приглашаю, не пожалеете.

— Раиса Моисеевна, вы иркутянка?

— Да, я здесь родилась.

— У вас  есть в творчестве своя тема?

— Скорее нет, чем да. Темы меняются с течением времени. В книге « Закон Гераклита» собраны мои ранние стихи, в них мои тогдашние  мироощущения, и  важнейшее  место занимает тема любви.  Многие женщины признаются мне, что эти стихи звучат так, будто они их написали сами. Но со временем для меня самой это стало менее интересно, тривиально, слишком много написано другими и, несомненно, лучше. Сегодня бы я эти стихи публиковать уже не стала. Сейчас мне ближе философские темы. Другой возраст.  В  новом романе, который  я  пишу, есть  стихи и о любви, но иные, чем прежде, они, как мне кажется, более глубокие, философские, тот самый взгляд из зазеркалья, о котором я уже говорила. Есть там стихотворение, которое я условно назвала в соответствии с контекстом главы, «Путник».  Все мы на этой земле путники. Мы рождаемся,  выбираем ту или иную дорогу, идем по ней, и когда-нибудь  она для нас заканчивается. Так важно,  не дойдя до последней черты, остановиться, и оглянуться, и переосмыслить прожитое, и перебелить что-то начисто, если получится…

«...Перебелит путник мелом/ Прежней жизни опыт серый,/ Перебелит мрак./ И в своем порыве смелом/ Разменяет он на дело/ Ломаный пятак./ У оконца слюдяного/ Нет ни доброго, ни злого./ Вертится Земля./ Остается от былого/ В медь впечатанное слово/ В отблесках огня...»

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии