Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Отчет» почти не виден

22 сентября, 2011

 

 

 

 

Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Иркутской области не смог выслушать отчет правительства области «О ходе реализации в 2010 году программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006—2010 годы». Причина — непонятное для депутатов отсутствие на заседании комитета главного докладчика, заместителя председателя правительства области — министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Сергея Аникеева.

 

А в основном — все хорошо

Заседание комитета, на котором предполагалось заслушать отчет правительства, состоялось 20 сентября. Поскольку очередная сессия назначена на 28 сентября и в оставшееся до нее время запланировано как минимум еще одно заседание, председатель комитета Сергей Курилов отнесся к неявке министра довольно спокойно. Он заранее знал от членов других комитетов о том, что Сергей Аникеев не торопится выполнять свою работу и не нашел себе замены, поэтому предупредил присутствовавших на заседании сотрудников правительства — к следующему заседанию доклад должен быть готов.

Документ, утвержденный губернатором еще 29 июня 2011 года, уже лежал на столах депутатов, и они могли ознакомиться хотя бы с основными параметрами отчета. Напомним, «Программа социально-экономического развития» была утверждена законом № 68-ОЗ Иркутской области от 26 октября 2006 года (и вскоре документ отметит пять лет своего существования), однако следует учитывать, что многие параметры, касающиеся реализации программы в прошлом году, все еще стоят в таблицах под грифом «предварительные данные», — статистика как всегда запаздывает с обобщением данных.

Отчет состоит из трех больших разделов — «Приоритеты развития человеческого потенциала», «Направления роста экономического потенциала» и «Пути совершенствования областного государственного регулирования». Обобщающая вступительная статья сухо констатирует, что к концу 2010 года рост экономики составил 7,5 процента к уровню предыдущего года, государственный долг был снижен в два раза и достиг уровня 2006 года (то есть того периода, когда долг начал расти наиболее быстрыми темпами), а объем средств, необходимых для обслуживания этого долга, снизился с 2 млрд до 655 млн рублей.

Для сохранения объема инвестиций правительство выдвинуло и оформило в виде законов несколько инициатив: льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль; в два раза снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения; принят закон о применении упрощенной системы налогообложения на основе патента; разработаны и утверждены все комплексные инвестиционные планы развития моногородов.

Объем средств, выделенных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, составил 625 млн рублей, в то время как в 2009 году на эти цели было выделено 381,5 млн рублей. Финансирование областных государственных целевых программ по сравнению с 2008 годом увеличилось вдвое, и благодаря этому софинансирование из средств федерального бюджета выросло в три раза. Состоявшийся в сентябре 2010 года VI Байкальский экономический форум стал площадкой, на которой были подписаны соглашения между правительством области и хозяйствующими субъектами на 26 млрд рублей, между предприятиями и организациями заключено соглашений на 105 млрд рублей. Суммарные инвестиции в основной капитал тем не менее составили 105 млрд рублей, или всего 91,3 процента к уровню инвестиций 2009 года. Впрочем, в отчете сказано, что если вычесть из всех отчетов фактор строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (этот фактор перестал действовать на экономику области как раз в 2010 году), то получится, что инвестиции 2010 года превысили уровень докризисного 2008 года на 12 млрд рублей, а кризисного 2009-го — на 36 млрд.

Индекс промышленного производства в Иркутской области в процессе постепенного выхода мировой экономики из кризиса вырос на 16,7 процента — за счет роста добычи нефти и других полезных ископаемых. В сфере строительства прирост составил 6 процентов, объем работ (который вырос в канун 350-летия Иркутска) составил 52,2 млрд рублей. Благодаря этому в области было введено 629,5 тысячи квадратных метров жилья (или на 4,5 процента больше, чем в 2009 году). Уровень безработицы постепенно снижался и достиг уровня 2,09 процента; на поддержку рынка труда было направлено более 1 млрд рублей, причем 950 млн — из средств федерального бюджета. В отчете сказано, что реальные денежные доходы населения сохранились на уровне 2009 года, хотя объем зарплат вырос на три процента.

 


Объем валового регионального продукта лишь на 2,5 процента превышает инерционный (то есть наихудший) вариант прогноза, инвестиции в основной капитал отстают на 18 процентов, ввод жилья на 35 тысяч квадратных метров меньше, чем можно было представить при самом плохом развитии событий. Сейчас министерство строительства под руководством Александра Орешкова берет на себя обязательство — создать такие условия, чтобы в 2012 году в области было введено более 1 млн квадратных метров, но еще в 2006 году была установлена планка: вводить к 2011 году не менее 1,5 млн. Зачем брать на себя новые немалые обязательства, если до сих пор не справился со взятыми ранее?
 

 

Не нужен нам берег турецкий?

Раздел «Приоритеты развития человеческого потенциала» открывается отчетом о демографической ситуации в области. По данным областных органов статистики, рождаемость на территории области составила 36,87 тысячи человек, смертность — 35,13 тысячи. Таким образом, естественный прирост (начавшийся в области во второй половине 2007 года) составил около 1740 человек. Авторы отчета полагают, что естественный прирост населения объясняется «устойчивым ростом уровня жизни населения, наблюдаемым в последние годы». В свете зафиксированного несколькими строчками ранее отсутствия роста денежных доходов поверить в рост уровня жизни довольно трудно. Еще более трудно согласиться с этим утверждением, если учесть, что миграционный отток с территории области составил в 2010 году 10,54 тысячи человек — к чему бы людям уезжать из региона, где жизнь становится лучше? Смертность населения в области превышает целевые значения — 14 случаев на 1000 человек вместо установленных 13, смертность населения в трудоспособном возрасте составляет 805 случаев на 100 000 человек вместо запланированных 780, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — 707 вместо 700.

Иркутская область, признается в отчете, постепенно теряет ведущие позиции в различных рейтингах: она занимает одиннадцатое место по темпам роста инвестиций в основной капитал, пятое место — по объему строительства, третье место — по размеру заработной платы, уступая Красноярскому краю и Томской области. Среднемесячная заработная плата в области достигла уровня всего 20 184 рубля — насколько это много, каждый может решить самостоятельно, но немаловажно отметить, что по программе она должна была превысить 23 940 рублей. При этом регион занимает второе место по сальдированному финансовому результату и формирует 13 процентов сальдированного результата всего Сибирского федерального округа.

Наиболее выразительно смотрятся итоги реализации программы социально-экономического развития в виде сводной таблицы, отражающей три варианта развития (инерционный, инвестиционный и стратегический) и реальное положение дел. Эта таблица не только позволяет понять, насколько сильно ошибалось руководство области в своих прогнозах, но и заставляет более осторожно относиться к тем обещаниям, которое правительство дает сегодня. Например, объем валового регионального продукта лишь на 2,5 процента превышает инерционный (то есть наихудший) вариант прогноза, инвестиции в основной капитал отстают на 18 процентов, ввод жилья на 35 тысяч квадратных метров меньше, чем можно было представить при самом плохом развитии событий. Сейчас министерство строительства под руководством Александра Орешкова берет на себя обязательство — создать такие условия, чтобы в 2012 году в области было введено более 1 млн квадратных метров, но еще в 2006 году была установлена планка: вводить к 2011 году не менее 1,5 млн. Зачем брать на себя новые немалые обязательства, если до сих пор не справился со взятыми ранее?

 

Где деньги, Зин?

Еще труднее поверить в реализм обещаний правительства, если учесть, что рост экспорта составил 18,4 процента (самый смелый прогноз предполагал 4,4 процента), а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума почти в два раза превышает обязательства правительства (18,4 процента вместо 10,5 процента). Областное правительство, отдадим ему должное, неплохо справляется с макроэкономическими показателями: доходы областного бюджета в 2010 году составили 75 млрд 715 млн рублей (результат между инвестиционным вариантом — 70 млрд 923 млн — и стратегическим — 82 млрд 243 млн), а расходы 69 млрд 911 млн (инвестиционный вариант предполагал 70 млрд 923 млн). Но вот уровень жизни населения этим показателям никак не соответствует.

Правительство откровенно заявляет, что в 2010 году финансирование здравоохранения не соответствовало заявленным планам, уровень укомплектованности медицинскими кадрами и оснащения оборудованием муниципальных учреждений был недостаточным. В этом может убедиться каждый, кто просто войдет в любую муниципальную поликлинику любого населенного пункта, а уж если придется лечиться, то и испытать на собственном организме. Из-за этого правительство вынуждено было идти на разнообразные чрезвычайнее меры (вроде организации работы консультативно-диагностического поезда «Академик Федор Углов») и обвинять жителей области в недостаточном внимании к собственному здоровью. «Население Иркутской области не заинтересовано в систематическом контроле состояния здоровья», — заявляют авторы отчета, пытаясь оправдать тот факт, что многие показатели программы не были достигнуты.

Раздел «Образование», один из самых больших в отчете, состоит из множества мелких фактов и событий, в том числе незначительного увеличения количества школьников, изучающих такие предметы, как «Литература Восточной Сибири» и «География Иркутской области» (хотелось бы увидеть, как чиновники ищут в магазинах учебники по этим предметам...).  Но как только доходит до вещей действительно важных, так у нас все плохо. Компьютерные классы нового поколения имеются в 31 проценте общеобразовательных учреждений, дошкольным образованием охвачены всего 57,7 процента детей (несмотря на регулярные отчеты о вводе новых детских садов, увеличение количества детей в группах и весьма скромный естественный прирост за год этот показатель даже сократился на один процент), в две смены работают 37,7 процента общеобразовательных учреждений, на работу устраиваются только 58 процентов выпускников учреждений начального профессионального образования.

Правительство вообще поднаторело в поиске оправданий того, что результаты работы в отчетном году не похожи на установленные в программе параметры. Правительство не скрывает, что программа улучшения условий и охраны труда была профинансирована всего на 7,6 процента от плана — 77 тысяч рублей вместо 1 млн. Сокращение числа библиотек, например, «обусловлено необходимостью оптимизации структуры», снижение числа посещений музеев — «снижением интереса к музеям у населения». А по поводу сокращения количества работников культуры сказано и вовсе откровенно: этот факт «не оказывает влияния на объем и качество услуг учреждений культуры». Странно, что снижение объема финансирования физической культуры и спорта (244 млн рублей в реальности вместо 583 млн по программе) не отнесли к столь же малозначительным факторам...

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии