Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Открытые двери» — открытые возможности

02 Февраля, 2015


_DSC3580_1.jpg

18 января в Театре юного зрителя имени А.Вампилова завершился международный театральный проект «Открытые двери». Такие мероприятия проводились в ТЮЗе впервые и получились яркими, насыщенными, интересными для актеров, театральных цехов, всех сотрудников театра. Эта творческая режиссерская лаборатория была создана по инициативе Российского академического молодежного театра (РАМТ, Москва) более десяти лет назад. Главной направляющей силой проекта «Открытые двери» является молодое поколение профессионалов, формирующих новый, современный театр.

На сцене ТЮЗа имени А.Вампилова пять молодых режиссеров, которые были приглашены в результате отбора, поставили за несколько репетиций эскизы своих будущих спектаклей.

Игорь Лебедев из Санкт-Петербурга на суд зрителей вынес отрывок из пьесы современного драматурга Юрия Клавдиева «Заполярная правда», где речь идет о выброшенных на обочину жизни ВИЧ-инфицированных людях.

Татьяна Воронина из Москвы представила зарисовку о мальчике- подростке и его мучительных поисках своего места в этом сложном мире. Инсценировка выполнена ею по рассказу Андрея Геласимова «Нежный возраст». Режиссер Виктория Пучкова решила взглянуть на пьесу Александра Островского «Воспитанница» современными глазами и перенесла её действие в реалии сегодняшнего дня, поместив героев в школьный класс и на теннисный корт.

DSC_2637_1.jpg

Оригинален в сценической форме и подаче был омский  режиссер Евгений Бабаш, взявший в работу пьесу польского драматурга-абсурдиста Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» и показавший очень ярко, остро, в гротесковой манере свой отрывок, за который зрители, голосовавшие в зале и позже в Контакте, отдали наибольшее количество голосов.

И пятый отрывок показала режиссер из Барнаула Ирина Астафьева, отдав предпочтение замечательной прозе Андрея Платонова, сценически воплотив рассказ «Возвращение», в котором речь идет о демобилизации из армии капитана Иванова и его  непростых и мучительных взаимоотношениях с семьей: женой и детьми. Вернувшись с войны, он «приносит войну с собой».

Сами актеры говорили, что все отрывки были  хороши и интересны  не только выбранными темами, которые были разнообразны и не повторялись, но и поисками нового театрального языка,  какими-то прорывами в поиске стиля, узнавания и открытия самих себя и чего-то нового в самих себе.

Своими впечатлениями от показов поделились на совещании и приехавшие эксперты: Ольга Глазунова, театровед, председатель кабинета театров кукол и театров для детей и молодежи при Союзе театральных деятелей (Москва), Татьяна Тихоновец, театральный критик, член жюри театральной премии «Золотая маска» (Пермь) и Владимир Спешков, театральный критик, член отборочной комиссии премии «Золотая маска» (Москва). Они были солидарны в том, что подобные режиссерские лаборатории весьма важны для театров, что это новая кровь, новое свежее дыхание, новая энергетика и опыт.

DSC_2124_1.jpg

Актерам было интересно поработать с молодыми режиссерами  разных  театральных  школ, мастерских, с представителями разного  режиссерского стиля, почерка, дыхания,  почерпнуть у них новые знания.

Во время «Лаборатории» театр превратился в большой гудящий улей, когда в каждом свободном пространстве шли репетиции. Актеры и, конечно,  сами режиссеры жаждали показаться перед зрителем и экспертами как можно интереснее и убедительнее, и каждый вкладывался в свой отрывок, не жалея сил, эмоций, нервов, времени и всего того мастерства и творческого арсенала, которым владеют.

— Это очень хорошая школа для нас, —  считает актриса Наталия Маламуд. — Пусть это своеобразный стресс, но он со знаком плюс. Жаль, что так мало. Я была бы рада поработать как можно больше с каждым приехавшим режиссером. Для актера это ведь очень важно. Мы почерпнули от этой «Лаборатории» массу полезного, впитали новый опыт, знания, получили хорошую встряску.

Продолжая мысль Наталии, в разговор вступил актер Дмитрий Иванов, делающий  на поприще режиссуры первые и весьма успешные шаги:

— Все эти четыре дня  театр жил, внутренне горел, был охвачен единым порывом чего-то интересного, нового, нужного. Актер, особенно молодой, всегда жаден до нового, всегда ему интересно узнавать, окунаться с головой в омут неизведанного. Эта «Лаборатория» — как раз тот случай: пробуй, рискуй, предлагай…  И мы вместе с молодыми режиссерами экспериментировали на площадке. Что-то предлагали им и, если это было интересно, стояще, убедительно, закрепляли. Шла  поисковая работа по мысли, по действию,  по идее, по фантазии.

DSC_1930_1.jpg

— Я была рада поработать с актерами иркутского ТЮЗа, которые были открыты, с желанием и готовностью  пошли на эксперимент. У меня не было претензий к цехам, все помогали, были единой командой, и мы очень хорошо поработали.  Я  надеюсь, что наши  эскизные наброски, те наши усилия, которые мы вложили в них, продолжатся, потому что тот начальный опыт, пусть и недолгий,  был успешным и энергетически интересным, — сказала после показа своего отрывка Ирина Астафьева.

Если говорить о той публике, которая заполнила в день показа отрывков, 18 января, большой зал ТЮЗа, то она была крайне любопытна к этому зрелищу и настроена заинтересованно и  оптимистично. Было очень много молодежи, студентов, старшеклассников, которые оказались активными  при разговоре в зрительном зале, который устроили организаторы «Лаборатории».

Андрей Сидельников, главный режиссер ТЮЗа, ведущий «Лаборатории», предложил  зрителям  ответить на вопросы: что заинтересовало больше всего? что задело? нужны ли  такие мероприятия?

На последний вопрос был однозначный ответ: «Конечно, нужны!»

— Они нужны не только артистам и режиссерам, — сказал один из школьников старших классов Николай Девятов. — Они нужны нам, чтобы лучше понимать сегодняшний день. Например, мне был очень близок по теме отрывок из рассказа «Нежный возраст», который рассказал о подростке. Мальчик не может найти контакта со сверстниками, с родителями, которые заняты разборками друг с другом. И он остается один на один с сегодняшними проблемами,  трудноразрешимыми в 14—15 лет. Хорошо, если в твоей жизни появляется  человек, который может помочь просто каким-то советом добрым, просто добрым взглядом, дает тебе понять, что ты не урод, не дебил, о чем даже в школе тебе говорят. А что ты  нормальный  человек, только еще не взрослый, только еще формирующийся, который очень нуждается в любви и понимании».

Самое ценное в этом проекте, что окончательный выбор предоставлен театру, который будет нести дальнейшую ответственность за жизнь спектакля. И этот выбор был сделан. Четверо из пяти режиссеров в течение текущего года на сцене ТЮЗа имени А.Вампилова  поставят свои спектакли по тем произведениям, которые мы увидели в их эпизодических показах.  Это Ирина Астафьева («Возвращение»), Игорь Лебедев («Заполярная правда»), Евгений Бабаш («Ивонна, принцесса Бургундская») и Татьяна Воронина («Нежный возраст»).

— Мне понравилось, что большую часть отрывков «Лаборатории» делают по пьесам современных драматургов, потому что важно донести до зрителя актуальные для него тексты. Важно найти для  театра, работающего для детей и подростков, литературный материал и способ его выражения, найти с ними общий язык и привить им хороший театральный вкус, — сказал Андрей Сидельников. — Спасибо организаторам проекта «Открытые двери» и его координатору Ирине Авериной  за замечательный проект. Спасибо нашему ТЮЗу имени А.Вампилова за открытость и желание усвоить новый опыт, принять новые знания, поучиться и овладеть ими. Спасибо за то, что этот опыт в нашем театре обязательно будет иметь продолжение.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных и Марины Свининой.

На фото: Пресс-конференция, посвященная открытию режиссерской лаборатории;

 Финал «Лаборатории». Артисты ТЮЗа после показов;

Сцена из отрывка «Нежный возраст»;

Сцена из отрывка «Воспитанница»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии