Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Норильский никель» приносит извинения...

12 мая, 2011

 

В первые месяцы 2011 года множество российских граждан в разных городах страны получили от Пенсионного фонда России очередные так называемые письма счастья. Обычно в них содержится информация о размере накопительной части пенсии, однако на этот раз текст оказался неожиданным.

Один из «счастливчиков» не поленился отсканировать письмо и выложил его в своем блоге. Текст гласит: «Уважаемый Вадим Павлович! Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 36.4 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ рассмотрел ваше заявление от 30.12.2010 №... о передаче средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части вашего индивидуального лицевого счета №... из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование... В связи с чем инвестирование и учет средств пенсионных накоплений будет осуществлять негосударственный пенсионный фонд Норильский никель НПФ». Бедный Вадим Павлович, который совершенно не планировал никаких манипуляций со своими пенсионными накоплениями, прокомментировал это неожиданное послание весьма эмоционально: «Меня никто не спрашивал, я об этом ничего не знаю! Обратите внимание на дату от 30.12.2010. Я уже салаты вовсю резал! Какой, к черту, пенсионный фонд. Я не собирался связываться ни с одним НПФ, принципиально!». Вскоре выяснилось, что беда пришла не только к Вадиму Павловичу, и не только к клиентам ПФР.

Аналогичные письма пришли ко многим другим людям, среди которых были владельцы счетов как в ПФР, так и в негосударственных фондах, причем никто не помнил, чтобы он подавал какие-либо заявления на перевод средств именно в НПФ «Норильский никель». Многие попросту не знали о существовании такого фонда, поскольку не имели отношения ни к Норильску, ни к никелю. Как выяснили журналисты издания «РБК daily», по новому адресу отправились не только скромные средства малоизвестных блогеров, но и накопления таких персон, как председатель совета директоров «Русь-банка», исполнительный директор Росгосстраха Сергей Хачатуров и генеральный директор УК «Виальди» Илья Прибылов. Отойдя от первого шока, Прибылов рассказал журналистам, что держал свои средства в управляющей компании «КапиталЪ», никаких заявлений не писал, а вот теперь планирует — в милицию и прокуратуру.

Сам НПФ «Норильский никель» в марте 2011 года торжественно отрапортовал о достигнутых успехах: «В декабре 2010 года НПФ «Норильский никель» передал в ПФР 562 тысячи заявлений, из которых ПФР была принята 381 тысяча. Это превышает аналогичные показатели фонда за 2009 год почти в два раза (в 2009 году было принято около 195 тысяч заявлений). По данным ПФР, около 80 тысяч перешли в НПФ «Норильский никель» из других негосударственных пенсионных фондов и около 20 тысяч заявлений поступили в рамках Программы государственного софинансирования». По подсчетам авторов этого сообщения, только из ПФР в «Норильский никель» поступило более 5,24 млрд рублей — взнос более чем заманчивый. Правда, полученный непонятно каким путем — ведь если столько граждан утверждают, что они никаких заявлений о переводе средств не писали, то кто тогда писал за них и откуда этот кто-то взял информацию о счетах граждан? Высказывались предположения, что информацию могли скопировать при оформлении кредитов — но трудно поверить, чтобы банкир Хачатуров или генеральный директор Прибылов оформляли копеечные кредиты в сомнительных конторах. Значит, все было сложнее, и государству, хотя бы из соображений престижа, нужно разобраться с источниками и составными частями этой истории.

Частные расследования пострадавших привели их к неутешительному выводу. Разбираться с причинами «происшествий» (а счет идет на сотни заявлений в неделю) правоохранительные органы, скорее всего, не будут — деньги ведь не присвоены, и формально никакого ущерба, кроме морального, никто не понес. Вернуть их на исходные позиции (то есть в тот фонд или управляющую компанию, где они находились изначально) можно, придется только написать заявления в территориальный орган ПФР и ждать следующего года — с 1 января 2012 года ваше заявление и принятое по нему решение вступят в силу и средства вернут. А до тех пор ими будет распоряжаться НПФ «Норильский никель», который, как и любой другой пенсионный фонд, занимается тем, что инвестирует средства вкладчиков в различные проекты. Правда, эксперты фонда (любого, не только «Норильского никеля») могут и ошибаться — проект окажется не прибыльным, а убыточным, и в таком случае и вы получите меньше, чем рассчитывали. Именно поэтому, кстати, с начала пенсионной реформы в России в негосударственные фонды перевели свои средства всего 11 млн человек (из примерно 108 млн трудоспособного населения) — остальные же предпочитают более скромный, но более надежный вклад в государственный ПФР.

 

Сам НПФ «Норильский никель» в марте 2011 года торжественно отрапортовал о достигнутых успехах: «В декабре 2010 года НПФ «Норильский никель» передал в ПФР 562 тысячи заявлений, из которых ПФР была принята 381 тысяча. Это превышает аналогичные показатели фонда за 2009 год почти в два раза (в 2009 году было принято около 195 тысяч заявлений). По данным ПФР, около 80 тысяч перешли в НПФ «Норильский никель» из других негосударственных пенсионных фондов и около 20 тысяч заявлений поступили в рамках Программы государственного софинансирования». По подсчетам авторов этого сообщения, только из ПФР в «Норильский никель» поступило более 5,24 млрд рублей — взнос более чем заманчивый. Правда, полученный непонятно каким путем — ведь если столько граждан утверждают, что они никаких заявлений о переводе средств не писали, то кто тогда писал за них и откуда этот кто-то взял информацию о счетах граждан?

 

Судя по той волне возмущения, которая поднялась в Интернете, пострадавшие — во всяком случае, наиболее активные и уверенные в своих силах — останавливаться не собираются. В Пенсионном фонде России расследованием подобных странных случаев занимается целый отдел, а в НПФ «Норильский никель» — специально обученный специалист по переводам. Как пишут пострадавшие, обычно по заявлению проводится проверка, которая устанавливает, правильно ли оформлены документы и подлинные ли подписи стоят под заявлением, после чего крайним назначается агент, который оформил заявление о переводе средств.

Чтобы хоть как-то сохранить лицо в такой неприятной ситуации, фонд выпустил специальное заявление: «НПФ «Норильский никель» выражает серьезную озабоченность большим количеством претензий о незаконном переводе пенсионных средств граждан в фонд и приносит извинения гражданам, пострадавшим в результате действий недобросовестных агентов. НПФ «Норильский никель» досконально изучит все без исключения поступившие претензии. Фонд ведет ежедневный мониторинг сложившейся ситуации, проводится комплексная работа по оптимизации деятельности продающих и проверяющих подразделений фонда, внедрено новое программное обеспечение, расширен штат службы безопасности. Колл-центр переведен на круглосуточный режим работы, увеличена численность операторов, в отделениях фонда открыты консультационные пункты. Если Вы оказались жертвой мошенников — просьба обращаться по телефону горячей линии НПФ «Норильский никель»  8-800-700-00-51. Звонок по России бесплатный.

В соответствии с Законом «О негосударственных пенсионных фондах» для перевода средств пенсионных накоплений обратно в ПФР или другой пенсионный фонд необходимо подать в ПФР соответствующее заявление. В случае неправомерного перевода Ваших пенсионных накоплений в НПФ они не пропадают и гражданам не наносится финансовый ущерб. Эти средства по-прежнему находятся на Вашем индивидуальном (пенсионном) лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования. ...Вместе с тем практика показывает, что фонды, активно работающие на «открытом» рынке, более подвержены рискам фальсификации договоров со стороны недобросовестных агентов. Так как деятельностью этих лиц фонду наносится материальный и репутационный ущерб, материалы об их деятельности будут переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел».

Казалось бы, все хорошо: фонд извинился, средства вернут. Но очевидно, что из случившегося все участники рынка пенсионных накоплений должны сделать выводы: государство — ужесточить требования к переводу средств, негосударственные фонды — более строго подойти к подбору агентов и проводить не выборочные проверки поступивших договоров, а полные. Гражданам же нужно еще раз подумать: как распорядиться пенсионными накоплениями в нашей непростой стране.

В настоящий момент мы устанавливаем фамилии и данные сотрудников фонда, которые причастны к появлению подобных жалоб, и в любом случае, независимо от своей должности, они будут наказаны и уволены», — обещает начальник управления обязательного пенсионного страхования НПФ «Норильский никель» Дмитрий Богданов.

Алексей Денисов, специально для «Байкальских вестей».
Рисунок Ильи Клычева, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Тут есть описание су 01 июня 2011, 22:11
Тут есть описание судебного процесса по иску к Норильский никель НПФ о незаконном переводе денежных средств.

http://islaw.ru/forum/topic.php?forum=7&topic=6