Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Музыка без границ»: дневник фестиваля

10 Февраля, 2011

 

 

Фестиваль «Музыка без границ» открылся в иркутской филармонии 1 февраля большим концертом «Ритмы планеты». В программе приняли участие девять молодежных коллективов, главные из которых представляли Центр культурно-массовой и воспитательной работы технического университета. Идея концерта прозвучала в приветствии художественного руководителя фестиваля искусствоведа Мариной Токарской. В этом году она заключена в преодолении временных и возрастных границ, в приобщении к музыке иркутской молодежи.

И уже открытие фестиваля в полной мере отразило эту идею — торжествовало творчество молодых, и оно никого не могло оставить равнодушным. В зале возникла атмосфера радостного соучастия в том, что творилось на сцене, и вот уже лица зрителей любого возраста, даже самого старшего поколения, посветлели, помолодели. Да и могло ли быть иначе, если в зажигательные ритмы были вовлечены буквально все присутствующие!

День первый. Сотворение мелодий и ритмов

Раскрытые ладони — символ фестиваля! — ладони всех слушателей в зале участвовали в сотворении музыки. Красочные костюмы, самобытность каждой творческой группы, прекрасные голоса молодых талантливых исполнителей, зажигательные танцы, калейдоскоп сменяющих друг друга номеров и радостная атмосфера праздника — все это превратило программу открытия фестиваля в весьма запоминающееся действо.

Были в этом пестром калейдоскопе лица уже хорошо известные: студия этнической перкуссии «Этнобит», открывшая программу, дуэт «Эхо-prodjekt» (Константин и Анастасия Токарские), мастер степа Дмитрий Дорохин, группа «Бродяги в брэ». Впервые приняли участие в фестивале и новые силы: арт-фолк-рок-группа «Ветер осени», образцовый ансамбль танца «Фантазия», инструментальный ансамбль «Джем» и группа «Ривьера».

Этническая музыка завоевывает все большую популярность среди молодых, это убедительно показала программа открытия фестиваля. А дальше ведущая вечера пригласила всех на премьерное исполнение одного из самых серьезных сочинений в мировом симфоническом репертуаре — Третьей симфонии Густава Малера.

Вообще фестиваль обещает много интересных встреч. Как сказала Марина Токарская, «мы противопоставляем агрессии, бездарности и бездуховности великую силу, которой мы обладаем, — музыку без границ!»

День пятый. Не только о птичках…

В концертном зале иркутской филармонии вновь царит радостное оживление: 5 февраля в фестивальной программе наступил долгожданный день премьеры – исполняется Третья симфония Густава Малера. Состав исполнителей необычен для симфонии, но вполне естествен для воплощения монументальной концепции великого венского композитора-мыслителя.

«Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном, — говорил Густав Малер, — как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо?»

Каждая из десяти его симфоний — новая титаническая попытка обрести мировую гармонию. В Третьей симфонии композитор находит ее в приобщении к вечной жизни природы, понимаемой им как стихийное творчество космических сил. «Меня всегда задевает то, что большинство людей, говоря о «природе», думает всегда о цветах, птичках, лесном аромате и т. д. Бога Диониса, великого Пана не знает никто», — говорил о своем замысле Малер.

Впрочем, хотя он и снял названия со всех шести частей своей симфонии, он и сам подразумевал в них цветы, зверей, человека, ангелов: «Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви! Это высшая ступень, с которой можно оглядеть весь мир».

Масштабность идеи повлекла за собой расширение симфонического цикла до шести (вместо обычных четырех) частей, звучащих в течение почти двух часов. Новизна замысла потребовала обращения к поэтическому слову: в четвертой части это «Полночная песнь Заратустры» из поэмы Фридриха Ницше, а в пятой части — «Песня бедных нищих детей» из собственного вокального цикла.

Отсюда и такой расширенный исполнительский состав: наряду с Губернаторским симфоническим оркестром — два хоровых коллектива: новый молодежный камерный хор филармонии и детский хор «Соловушка» школы-интерната с углубленным изучением музыки (хормейстер Елена Залепо). Солистка — студентка Иркутского музыкального колледжа, лауреат международных конкурсов Наталья Островерхова (меццо-сопрано).

Идея расширенного состава участников распространилась и на сам симфонический оркестр, в который в этот вечер влились многие студенты струнного и духового отделений Иркутского музыкального колледжа. Дирижировал премьерным исполнением отметивший на этом концерте свой 67-й день рождения главный дирижер Илмар Лапиньш. Судя по горячим аплодисментам публики, премьера удалась. Нет никакого сомнения в том, что она вошла в историю фестиваля «Музыка без границ» как одно из самых убедительных доказательств огромных творческих возможностей иркутской молодежи.

День шестой. Играют земляки-лауреаты

Энциклопедией скрипичных стилей и эпох можно назвать программу, исполненную 6 февраля лауреатом международных конкурсов Рустамом Салеймановым. В первом отделении — в ансамбле с лауреатом международного конкурса Константином Сероватовым — прозвучали соната № 3 Людвига ван Бетховена и Ноктюрн и Тарантелла Кароля Шимановского (здесь соединились классицизм и ХХ век). Во втором отделении — две части из сонаты для скрипки соло И.-С.Баха и — с оркестром — поэма Эрнеста Шоссона (барокко и романтизм).

Молодой скрипач сумел создать четыре самостоятельных звуковых мира, блестяще явив нам свой дар интерпретатора, свой безупречный вкус, чувство стиля, свою прекрасную техническую оснащенность. Вместе с Константином Сероватовым Рустам Салейманов сразу же задал высокую планку концерту, исполнив сонату Бетховена с тем ощущением живого пульса и нерва, скрытой энергии, монументальности замысла и в то же время подлинного изящества и благородства, какие в таком сочетании присущи только Бетховену. И вслед за тем — совершенно иные краски, бездна утонченности и буйство первобытных грубых стихий в Ноктюрне и Тарантелле Шимановского.

Блестящий дуэт поразил слушателей мастерством ансамблевой игры. Каким благородно строгим и целомудренным предстал гений полифонии Бах в сольной сонате! Сколько удивительных подтекстов и разных планов таили в себе его мелодические пассажи, сыгранные в полном соответствии с представлением о красоте в эпоху барокко!

Достойным финалом этой капитальной программы стала Поэма Шоссона. Губернаторский оркестр под управлением Илмара Лапиньша сумел создать изысканную огранку истинному бриллианту, каким предстал солист в исповедальной романтической поэме, полной вдохновенных порывов и интимных лирических признаний.

Недавний иркутянин Рустам Салейманов еще очень молод: он только студент второго курса московской консерватории. Тем радостнее наблюдать развитие его таланта от одного фестиваля к другому — Рустам был персоной прошлого, первого фестиваля «Музыка без границ» и выступал год назад с камерным оркестром «Амадей». Пожелать успеха нашему земляку и потомственному скрипачу — это не только дань вежливости, но и самая искренняя потребность. Все мы надеемся еще много раз наслаждаться подобными концертами Рустама Салейманова — обязательно с Константином Сероватовым, с Губернаторским симфоническим и камерным оркестром «Амадей». Испытывать причастность к судьбе такого музыканта — это настоящее счастье, в полном соответствии с названием нашего фестиваля — радость без границ.

Марина Ермолова, специально
для «Байкальских вестей»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии