Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Мастер и его творение»

08 сентября, 2011

 

 

 

 

Так называется выставка произведений западно-европейской живописи, скульптуры и графики из собраний Государственного Эрмитажа, открывшаяся в Иркутском областном художественном музее имени В.П.Сукачева.

Пресс-конференция организаторов выставки. 
Слева направо: Владимир Дорофеев, Виктор Круглов, 
Вера Кутищева, Владимир Матвеев, Елена Зубрий

 

С 1968 года началось сотрудничество Иркутского музея с самым известным в России хранением выдающихся  произведений искусства. Выставка этого года по счету десятая, значит — юбилейная! Знаменательному событию предшествовала пресс-конференция. Претворяла разговор директор художественного музея Елена Зубрий:

— Иркутску — столице Восточной Сибири, одному из старейших городов от Урала до Тихого океана, построенному великим трудом первопроходцев, исполнилось 350 лет. В честь этого знаменательного события в гостях у нас выставка из Санкт-Петербурга. В ее организации  принимало участие множество людей, и в первую очередь — заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию Владимир Матвеев, а также спонсоры: заместитель генерального директора ООО «Газпром добыча Иркутск» Владимир Дорофеев и председатель попечительского совета благотворительного фонда «Иркутский меценат», депутат Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов.

К собравшимся журналистам обратилась министр культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева:

— Сегодняшняя выставка — очередной подарок иркутянам к юбилею города. Чтобы все мы смогли увидеть творения западно-европейских мастеров от эпохи Возрождения до XVIII века, была проделана огромная работа по ее транспортировке через необъятные расстояния страны. От имени правительства области хочется выразить благодарность всем спонсорам и представителям  организаций-спонсоров.

Наш город по архитектурным признакам напоминает Санкт-Петербург, многие люди, проживающие сегодня в Иркутске, так или иначе связаны с ним. Похожесть городов очевидна, как и дела, носящие созидательное начало. Хочется надеяться, что сложившиеся культурные традиции будут продолжены и в будущем.

Вопросов к Владимиру Матвееву было немало. Журналисты расспрашивали гостя о работе Эрмитажа, о связях музея не только с Иркутском, но и с другими городами России, о трудностях, возникающих при транспортировке шедевров, о многом другом, составляющем интерес участников пресс-конференции, в  атмосфере которой витали доброжелательность, волнение и интерес к предстоящему событию — открытию выставки. Матвеев отвечал неспешно и обстоятельно:

— Если говорить о нашей общей любви к Санкт-Петербургу, хочется заметить,  что Иркутск — самый петербургский город в Сибири. А еще есть Ангарск, построенный по проекту ленинградских архитекторов...

Выставка Эрмитажа —  важное событие в культурной жизни не только любого города, в который мы приезжаем, но и нашего музея, складывающего из таких вот кирпичиков свою историю. Сегодня мы открываем выставку в Иркутске, а завтра по другой тематике они состоятся в Йошкар-Оле, Калининграде, Казани, Томске. В течение года мы открываем 35—40 выставок, на которые приходят более двух с половиной миллионов посетителей. Для Иркутска некоторые картины Эрмитаж снял со своей экспозиции, чтобы показать их здесь. Вы ведь тоже наши посетители, и мы рады поделиться лучшим, что составляет гордость и славу нашего музея.

Хочу заметить, связи Эрмитажа с Иркутском заключаются не только в организации работы выставок, наши реставраторы помогли городу восстановить мебель и музыкальные инструменты для музеев-усадеб декабристов, городского головы Владимира Платоновича Сукачева. В библиотеке художественного музея хранятся фолианты, подаренные Эрмитажем, вот и сегодня книги, привезенные нами на выставку, останутся в Иркутске.

Представленная в Иркутске выставка — первая, потому что впервые мы показываем этих художников и их произведения. Подобной идеи еще никогда не было ни в России, ни на территории всей Европы. Размеры иркутского музея не позволили сложить картины так, как хотелось бы, но экспозиция в целом получилась. Она глубокая, одномерная, дает возможность подробного просмотра произведений живописи, графики, скульптуры.

Выставки Эрмитажа в городах России сшивают пространство нашей страны, разорванной огромными расстояниями. Понимание важности этой работы приходит не только ко мне, к сотрудникам музеев, ко всем работникам культуры и искусства, оно приходит сегодня и к министрам, всему правительству. Спасибо меценатам за то, что они помогают нам выполнять актуальнейшую для России миссию.

В свою очередь меценаты Владимир Дорофеев и Виктор Круглов говорили о понимании важности для иркутян выставки Эрмитажа. По их мнению, организационные вопросы по транспортировке, усиленной охране, страхованию картин проходили отлаженно и четко. Меценаты знали, что сегодня надежнее пересечь половину земного шара, нежели половину своей страны. Но эти непростые усилия стоят того, чтобы в городе состоялся праздник  шедевров искусства.

По окончании пресс-конференции директор художественного музея имени В.П.Сукачева Елена Зубрий пригласила журналистов в залы, где состоялось открытие выставки «Мастер и его творение».

Перед иркутянами предстало более восьмидесяти предметов западно-европейского изобразительного искусства, знаменитых мастеров Испании, Флоренции, Италии, Голландии, Франции, Англии и Германии. Среди них великие художники эпохи Возрождения — Микеланджело, Дюрер, Тициан. Прославленные представители XVII столетия — «золотого века» живописи — Мурильо, Рубенс, Рембрант, Ван Дейк; великие мастера итальянского барокко — скульптор Бернини и гениальный офортист Калло, а также создатели «большого стиля» во Франции — Лебрен, Риго, Жирардон; художники XVIII  века — эпохи рококо, нарождающихся реалистических тенденций и неоклассицизма: живописцы Буше, Шарден, Менгс, гравер Пиранези и скульптор Канова.

Галерея автопортретов и портретов живописцев, скульпторов, граверов  обширна. Начиная с XVI века гравированный портрет как вид тиражного искусства обеспечивал известность, подтверждал престиж изображаемого лица, стимулировал интерес к нему. Портретный жанр развивался в общем контексте искусства. Портрет же художника соответствовал достаточно свободной схеме изображения, подчиненной определенному типу частного портрета, к которому относятся изображения ученых, литераторов, музыкантов, переданные с неофициальной интимностью и несравнимо более широким диапазоном стилистических возможностей. Зачастую это психологический портрет, одной из основных примет которого является эмоциональный оттенок.

Экспозиция являет собой выставку портретов в широком смысле, поскольку  каждое творение, которому художник отдает свои силы, является портретом его души. Именно портрет как жанр становится основной темой выставки — его особенности, его эволюция на протяжении трех веков, место портрета самого художника среди портретов его современников.

Посетители выставки видят, как выглядели Дюрер и Микеланджело, Тициан и Тинторетто, они сопоставляют их образы с тем, что чувствуют, когда смотрят на их произведения. Результаты становятся неожиданными, порой лицо художника не соответствует духу его творчества, а порой  кажется его неотделимой частью. Сравнивая творца и творение, зрители могут предаться очень популярным и актуальным сегодня  размышлениям о характере авторства в прежние и наши времена. О том, что, выйдя из рук мастера, произведение искусства оказывается уже не его собственностью, а достоянием человечества. Глядя на лица художников, невольно задумываешься о природе таланта, насколько он отражается во внешности человека, в какой степени является результатом воспитания или генетических традиций и насколько — искрой божьей.

Каждый раз выставка Эрмитажа радует глаз, раскрывает много нового, дает  повод для размышлений. Выставка «Мастер и его творение»  будет работать в нашем городе до 30 октября 2011 года.

«Мне кажется, не будь 350-летия, мы все равно приехали бы, нашли бы повод», — улыбаясь, делится Владимир Матвеев. Кстати, следующую встречу ждать недолго: в 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, культурная столица обещает нам не менее интересный проект. Его предварительное название — «Петербург имперский Иркутску губернаторскому».

 

Светлана Жартун, Елена Гаас, специально для «Байкальских вестей».

Фото Николая Бриля и Марьям Рхедже.

На фото: 
Антонио Ван Дейк. «Портрет Питера Брейгеля младшего»;
Луи Токе. «Портрет дофина Людовика»;
Адриан Ван Дер Верф. «Мадонна на облаках»

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии