Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Любовь к моему Иркутску — в моих полотнах»

14 марта, 2016

Был бы жив Александр Шелтунов, думается, этими словами он открыл бы свою выставку…

Бывают художники, которые приходят в этот мир сами, как явление искусства, и которые чем дальше уходят от нас, тем сильнее и ярче раскрываются в своем истинном значении, и тем больше вырастают они в глазах современников. Время работает на них.

Таково творчество Александра Ивановича Шелтунова. Его не стало в 2008-м. Он ушел в расцвете своего таланта, в пору зрелости, было ему всего-то 57… Но его работы, которые он оставил как завещание, как высказывание о любимом городе, о мире, о людях, о жизни, о ее предназначении, несут на себе и приобретают со временем отсвет какой-то особой значимости, я бы даже сказала — знака. Они искренни и чисты по чувству, они безошибочно узнаются среди других по его открытому и броскому цвету живописи, яркому эмоциональному выплеску, той особенной манере письма в акварели, в которой есть магия и внутренний свет. Это чувствует каждый, стоя у его полотен.

10.jpg

Более 30 организаций и коллекционеров предоставили свои картины для выставки, которая открылась 3 марта в отделе сибирского искусства художественного музея на ул. Карла Маркса, 23, и разместилась на обоих этажах музея. Иркутяне впервые смогли увидеть такую разнообразную коллекцию картин Александра Шелтунова в одном месте.

Открыл выставку первый заместитель регионального министра культуры и архивов Андрей Сальников:

— Разрешите поздравить с открытием прекрасной экспозиции, посвященной 65-летию Александра Ивановича Шелтунова. Все его творчество связано с Иркутском. Он окончил художественное училище и в своих картинах всегда отводил большое место любимому городу и Байкалу. В 2008 году его не стало, но он оставил городу большой подарок, большое количество картин, где изображен Иркутск в своем старом архитектурном облике. И символично, что в преддверии юбилея города мы сможем посмотреть на эти работы, удивиться его красоте, и поблагодарить мастера.

Александр Гимельштейн, генеральный директор Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева:

— Я особенно рад приветствовать вас по абсолютно замечательному поводу, потому что считаю, что сегодняшняя выставка — одна из важнейших в этом году, непростом и интересном в выставочной деятельности нашего музея. Но даже на этом фоне выставка, которая собрана стараниями семьи Александра Ивановича Шелтунова, — выдающаяся. Я сам очень люблю его живопись, особенно его последнюю серию работ — «В городе». Я считаю, что кому-то когда-нибудь удастся преодолеть этот высокий рубеж мастерства, таланта, но пока что живопись Шелтунова — это вершина именно в моем представлении и понимании. Наш Иркутск очень много значит для каждого из нас, кто здесь родился, живет, любит его. И своим творчеством Александр Иванович тоже отдал дань любви к нему – и сделал это лучше всяких слов.

20.jpg

Вот узнаваемое здание краеведческого музея будто вросло в землю до половины, утонув в снегу на полотне «Ноябрь». Укутан снегом козырек подъезда, выступы колонн, крыша, небольшой огороженный дворик, тротуар, по которому спешит, оставляя глубокие следы, взрослый человек, крепко держа за руку маленького человека. На дальнем плане, будто подрагивая в ранних спускающихся сумерках, еле проглядывает силуэт драматического театра. Замерзшие, оголенные деревья, засыпанное снегом здание музея спит, закованное в его мягкие объятья. И только небо, выписанное в голубовато-чистых тонах, еще сопротивляется сумеркам, но на поверхность натоптанных снежных тропинок уже легли еле заметные тени. Сколько поэзии в знакомом обычном пейзаже, как наполнена музыкой каждая часть его пространства.

40.jpg

А вот акварельпод названием «Церковь села Бельского». Старая церквушка, большая колокольня. Серый день. Ветер гудит, стонет и срывает последние листья с деревьев, стоящих позади храма, неистово бросая их, а потом вздымая к темному небу и неся  вместе с рваными облаками. Понуря голову, стоит у церкви лошаденка, запряженная в телегу, смирно дожидаясь хозяина. В акварели художником передан мотив печали, сложных внутренних противоречий, переживаний, возможно на тот момент мучивших, не отпускавших мастера.

Акварель «Рыбацкие будни». Небольшие рыболовецкие суда теснятся у пирса, толкая и подпирая друг друга, покачивая мачтами в расплывающемся тумане. Кто-то готовится к отплытию, идут последние работы по сборам. Другие лодки стоят на приколе и ждут своей очереди выскочить из этой сутолоки на свободу. Рядом с большого судна идет разгрузка. На первом плане, покачиваясь на небольших волнах, рыбак, не замечая окружающей суеты, сосредоточившись только на своем поплавке, удит рыбу. Серо-синяя оливковая вода мягко стучит о борт. Ему привычна эта суета, гомон людей, крики чаек, приветливый лай собак, острый запах рыбы, воды, водорослей, солярки. Привычный трудовой  день рыбака на Байкале, не отличающийся от вчерашнего или который придет завтра, но сколько в этой прозаичности тепла, любви, симпатии к людям, которых он пишет. Художник умело передает обилие воздуха, серую полосу низкого неба, качающиеся мачты, тем самым задавая ритм картине, ее движение, ее «сердцебиение».

По всей видимости, акварель выполнена с натуры где-то в Листвянке, запечатлев один из будничных дней рыбацкого поселка.

С большим мастерством и легкостью выписаны фигуры, пейзаж, сам воздух, наполняющий полотно. Блестящий рисовальщик, делавший многочисленные рисунки с натуры, отличавшиеся остротой и наблюдательностью, он лаконично и выразительно передает движение фигур, непринужденность поз, часто мгновенных, изменчивых.

30.jpg

На картине «Дождливый Иркутск» угадывается часть старого города. Он умыт после дождя, на улицах появились первые прохожие с раскрытыми цветастыми зонтами. Поэтично выглядит кирпичного цвета дом, и мокрый асфальт в лужах, и белый автомобильчик под старыми акациями, отражающийся в тех самых лужах, и высокий стройный фонарь. Краски то струятся мягким льющимся потоком, то мерцают, создавая будто вибрирующую поверхность.

Яркими, сильными, смелыми цветовыми мазками Александр Иванович создает мажорное настроение, и картина переполняется жизнерадостностью, заряжает гармонией и красотой мироощущения и сияет, точно лаковая миниатюра. Сильным аккордом звучит в ней радость и любовь к миру, к людям, к своему городу, просто к незнакомым прохожим.

А вот еще одно радостное по настроению, залитое желтыми лучами золотой осени полотно «Путешествие». Оно полыхает, ликует, сияет, как пожар. Здесь все смешалось в одной красочной стихии и торжестве радостного чувства. Деревья, люди, зонты, дома, улицы, цветы, небо — все поет гимн солнцу и жизни. Причем на первом плане четко вырисовываются фигуры людей в карете явно не из нашего времени, но художник делает мостик от них к нам или, наоборот, соединяя эти берега. Вкрапления синей лазури и бирюзы усиливают восторг и приподнятость настроения, дают внутреннее свечение полотну. То ли фейерверк, то ли небо залито золотистым закатом, который прорезают острые шпили дворцовых крыш, и оттуда на нас все сыплется и сыплется, переливаясь в оранжевых лучах, золотой дождь.

… Выставка потрясающая. Как глоток свежего воздуха, прикосновение теплого ветра, солнца, лета, случайная улыбка прохожего среди многоголосия города, который Александр Иванович так любил.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести», и из архива семьи Шелтуновых.

На фото: Александр Шелтунов за неделю до кончины;

«Ноябрь». 2007 год;

«Церковь села Бельского». 1978 год;

«Дождливый Иркутск». 2007 год

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии