Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Зовите меня просто: Ильич»

19 декабря, 2016

110 лет назад, 19 декабря 1906 года, родился Леонид Брежнев

Биография Брежнева — образец жизненного пути одного из представителей «номенклатуры», представлявшей в СССР новый правящий класс. Образцовость биографии — в ее заурядной обыденности и последовательной цепкости, с какой Брежнев шаг за шагом шел вверх с помощью своих покровителей. Одним из них был тогдашний первый секретарь украинской компартии Никита Хрущев.

100.jpg

В мае 1937 года Брежнев становится заместителем председателя горсовета Днепродзержинска, а через год возглавил отдел агитации и пропаганды Днепропетровского обкома партии. На Украине, как и по всей стране, идет борьба с «врагами народа», и прежде всего в партийном аппарате. Сталин потребовал от партийных руководителей «подготовить двух-трех заместителей». Брежнев и был в числе таких «заместителей», пришедших на смену ликвидированным во время Большого террора. Он обладал идеальным набором качеств, необходимых партийному функционеру, главные из которых — безропотное подчинение вышестоящим и умением руководить, то есть давать указания по всем вопросам, не будучи специалистом ни по одному из них. И в то же время — житейская цепкость и простецкий, «народный» колорит.   

На ХIХ съезде партии — последнем сталинском — Брежнев стал кандидатом в члены президиума ЦК. После смерти Сталина Хрущев, боровшийся за власть, не забывает и своего «крестника» — Брежнев неуклонно продвигается по номенклатурной лестнице: секретарь ЦК Казахстана, председатель Верховного Совета СССР, секретарь ЦК КПСС. В октябре 1964 года он предал своего покровителя и, заняв его место, возглавил страну. Начинается период «коллективного руководства».

Но постепенно «коллективное», как и прежде, превращается в «единоличное». Вновь возникает «культ вождя». В советских изданиях появляется железобетонная формулировка: все успехи страны — «заслуга ЦК КПСС, ленинского Политбюро и лично товарища Л.И. Брежнева», затем — более кратко: «лично Леонида Ильича». Острословы сокращали и дальше, приписав «бровастому» в одном из анекдотов такие слова: «Зовите меня просто: Ильич». Основанием стало то, что Брежневу выписали партийный билет за номером 2. Номер 1 достался покойному Ленину...  

Вождизм опять становится атрибутом власти. Например, в «Календаре советского воина» на 1970 год цитаты из высказываний Брежнева по вопросам военной стратегии занимают четыре страницы. Или в рецензии на двухтомник речей и статей генсека, «представляющий огромный интерес для всех интересующихся марксизмом-ленинизмом», подчеркивается, что автор «глубоко анализирует стратегию и тактику коммунистического движения», «блестяще и убедительно описывает достижения советского народа», «аргументированно доказывает превосходство социалистического строя над капиталистическим». И в заключение: «Материалы двухтомника позволяют во всей полноте понять самые существенные аспекты общественной жизни страны и мира, точно определить направления дальнейшего развития».

Спустя десятилетие, в октябре 1979 года, когда появился многотомник «Ленинским курсом», главный идеолог Михаил Суслов назвал Брежнева четвертым выдающимся марксистом после Маркса / Энгельса / Ленина. Отсюда, как полагал докладчик, можно дополнить марксизм-ленинизм «брежневизмом». Таковы четыре составные части коммунистического учения. Что составляет содержание четвертой части? В одном из энциклопедических изданий брежневских лет читаем: «Выдающимися документами <…>, представляющими научный фундамент внутренней и внешней политики партии <…>, являются решения октябрьского (1964), мартовского и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС, развивающие ленинские положения о научных основах руководства народным хозяйством, в соответствии с объективными законами социализма, которые исключают субъективизм и волюнтаризм». Иначе говоря, те пленумы, когда партию возглавил Брежнев. И далее: «Большое значение имеют такие теоретические положения, как характеристика современной эпохи — перехода от капитализма к социализму, оценка нынешнего этапа общего кризиса капитализма, вывод о том, что мировая социалистическая система превращается в решающий фактор исторического развития». Вывод — окончательный и бесповоротный: «Опыт СССР и других социалистических стран, революционной борьбы рабочего класса в капиталистических странах и национально-освободительного движения полностью подтверждает правоту учения Маркса, Энгельса и Ленина». Необходимое добавление: «а также и Брежнева».

В июле 1973 года «Правда» утверждала: «Л.И. Брежнев руководит всеми теми политическими акциями в международных отношениях, которые существенно повлияли на картину современного мира. С его именем связаны все важные внутренние мероприятия в Советском Союзе».

Формирование культа вождя представляет определенный психолого-идеологический процесс. В качестве примера — комментарий доклада Брежнева на ХХV съезде КПСС, сделанный первым секретарем компартии Украины Владимиром Щербицким: «Докладу рукоплескал съезд, вся наша страна, все честные люди планеты. Иначе и не могло быть, ведь съезд продемонстрировал, что Леонид Ильич — выдающийся теоретик и политик, вождь нашей партии и народа, авторитетнейший деятель мирового коммунистического и рабочего движения. Съезд показал, что Генеральный секретарь принадлежит к числу тех, кто может подняться выше, видеть дальше, обозревать больше. Мы с полным правом можем сказать, что прочный и справедливый мир на Земле и имя Леонида Ильича Брежнева неотделимы». Так политическая рутина приобретала планетарный масштаб...

Способности «подняться выше, видеть дальше, обозревать больше» сочетались у Брежнева с талантом полководца. Заурядная должность начальника политотдела 18-й армии, воевавшего на второстепенном участке фронта в 1942—1943 годах, представлялась в годы брежневского «генсекства» как подвиг, решивший участь войны. Журнал «Огонек» тогда поведал: «Леонид Ильич был любимцем армии. Он знал настроение и думы бойцов. Он поднимал их на победу, делая невозможное возможным. В грохоте битвы был слышен его уверенный и спокойный голос. Неоднократно он показывал свою исключительную храбрость и железное хладнокровие».  Об этом — «Малая земля», где Брежнев вспоминает свои ратные подвиги.

Семидесятилетие генсека стало еще одним поводом, чтобы подчеркнуть его полководческий дар, благодаря которому удалось не только победить фашизм, но и «предотвратить третий мировой пожар» (Литературная газета, 15.12.1976). Апогеем праздника стало вручение юбиляру очередной Золотой звезды Героя Советского Союза «за мужество и храбрость, проявленные в годы Великой Отечественной войны». В телевизионных новостях многократно повторялся торжественный момент: Председатель Верховного Совета СССР Подгорный прикалывает к пиджаку «дорогого Леонида Ильича» награду, а полукругом стоят соратники и радостно хлопают. Потом начались бесконечные поздравления. Одно и то же чувство «глубокого удовлетворения» гости выражали по-разному. Цеденбал приветствовал «близкого друга и старшего товарища», Живков подчеркнул, что «каждое болгарское сердце хранит образ и заслуги юбиляра», Гусак отметил: «Наша партия и наш народ уважают дорогого Леонида Ильича», Кастро передал имениннику «чувства нерушимой дружбы и огромной любви всех кубинцев».

К юбилею были сделаны фильмы «История коммуниста», «Леонид Ильич Брежнев в Казахстане», «Программа мира в действии», «Трудные дороги мира». Выпущен альбом фотографий «Леонид Брежнев: страницы жизни, страницы эпохи». Политиздат выпустил сборник докладов и речей Брежнева, озаглавленный «Вопросы управления экономикой развитого социалистического общества». Рецензия на это издание, помещенная в «Правде», называлась «Наука побеждать», что и стало лейтмотивом юбилея: «Где  Брежнев — там победа!».

К этому времени Брежнев был уже трижды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978), Героем Соцтруда (1961), маршалом, награжденным орденом «Победа» (1978), лауреатом Ленинской премии по литературе за трилогию «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» (1980). Его наградной список насчитывал около двухсот советских и зарубежных орденов и медалей. И вот — пятая Звезда Героя в декабре 1981-го, к 75-летию, меньше чем за год до смерти. Абсолютный рекорд советской эпохи… По количеству звезд Леонид Ильич приблизился к созвездию Большой Медведицы. Сомнения в высоком интеллекте, исключительном героизме и личной скромности генсека рассматривались как антисоветская позиция. Так, в октябре 1973 года аспирант Иркутского госуниверситета Сергей Паюк отправил в «Правду» письмо, где усомнился в мудрости, дальновидности и скромности Брежнева, за что был исключен из университета.

Маркс утверждал, что история повторяется — сначала предстает как трагедия, а потом как фарс. Восемнадцать лет брежневского правления характеризуют оба эти понятия — трагедию страны, двигающуюся к пропасти, и фарс самолюбования вождя. Дряхлый, с трудом выговаривающий каждое слово официальных речей Генеральный секретарь был символом страны с отсталой экономикой и бесплодной идеологической утопией, но могущественной в военной сфере. Десятки тысяч танков, тысячи самолетов и ракет, сотни военных кораблей — это, конечно, сила. Но если страна обладает только такой силой, то перед нами слабость. Такая же, как слабость дряхлого вождя в маршальском мундире, увешанном звездами… А что Брежнев сейчас очень популярен — намного популярнее, чем при жизни, — это еще и тревога за настоящее и будущее.

Владимир Томилов, кандидат исторических наук,
специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии