Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Исход великого шамана», или Избитые истины по-новому

02 сентября, 2013

 

Считается, что у соседей-китайцев нет большего проклятия, чем пожелание жить в эпоху перемен. Наверное, они правы, поскольку в нашей родной стране самое частое присловье у пожилых людей: «Только бы не было войны»! Вот когда наступают действительно страшные перемены, сравнимые по последствиям разве что с нескончаемыми перестройками, дефолтами, «демократическими» выборами, локальными сражениями, повсеместной враждой, то есть с тем, чем в последние три десятилетия мы с вами только и занимаемся, часто не замечая, что именно эта деятельность приносит нам сегодня непоправимые перемены — беды. А разве мы не привыкли к такой жизни, хотим изменить ситуацию, боясь, что следующие перемены доставят еще большее горе?!

Увы и еще раз увы! Не мы выбираем время, мы можем только на него воздействовать в силу имеющихся у нас слабых сил. И тогда малое  приобретает величие, способное уничтожить Бездну, а казавшееся прежде нерушимой твердыней и оплотом зла — рушится. Дело, как обычно, за небольшим — принять сторону вступивших в борьбу с темными силами, вооружившись надеждой и верой во всепобеждающую любовь. Это один из выводов, который можно сделать после прочтения  романа-мистерии «Исход великого шамана». Ее автор — известный по работе в газете «Советская молодежь» журналист и автор четырех документальных и пяти художественных книг Владимир Степанович Карнаухов ушел из жизни 23 сентября прошлого года, а книга — шестьсот страниц, плод многолетнего труда — увидела свет уже после его смерти.

Нельзя не отметить своеобразие языка и стиля писателя. Понятно уже с первой строки, что это не журналистская однодневка, — каждое слово в романе-мистерии выверено, соответствует не только реалиям, но и времени происходящих фантасмагорий, будь то Древняя Иудея, Поднебесная или затерянные в бескрайнем северном крае отколовшиеся от сегодняшнего российского электората тундряные либо сложенные из драгоценных камней утаенные уголки. Все это присутствует в книге, но не создает смешения стилей, а служит единой цели — поиску Истины.

Самое интересное, что каждый читатель, каким бы он ни был, независимо от возраста, пола, принадлежности к той или иной группировке, тому или другому народу, обнаружит в «Исходе великого шамана» собственное пристрастие. Каждая глава этого многопланового произведения преподает нам откровение, о котором мы, конечно же, слышали и знали когда-то, но вот сейчас, после прочтения, оно вновь встало перед нами непреложной истиной, не признать которую глупо и забывать нельзя. И одна из них: человек — существо коллективное. В одиночку не выжить ни злому, ни доброму. Как пример приведу здесь небольшой отрывок, который удалось с большим трудом вычленить из текста.

«…Утратившая зоркость Матерь-зверь взялась ошибку исправлять, что совершила, сотворяя мир. Огромный клюв засунула в зловещую дыру, мглу поглощая жадно и остервенело. Ярое усердие не могло быть напрасным: заметно убывала пустота, но дно не обнажалось. Насколько убывала мгла — настолько уменьшалось тело творительницы мира. Соперницы друг дружку не щадили, их спор погибельный казался нескончаемым. Торжествовать победу Бездне, когда бы капля мглы осталась — дно покрыть. Победой возгордилась бы творительница мира, хотя б крупинка плоти сохранилась. Прекрасно Бездна знала: мгла порождает мглу. И ведала то Матерь-зверь, что плотью прибывает плоть. Канули в вечность и часы, и дни; соперницы друг дружку изводили, величьем убывая на глазах.

… Но чудо не явилось: последняя крупинка живой плоти растворилась во всеядной пустоте. С ее исчезновеньем творительница мира канула в небытие. Мир сотворившая ушла из мира.

Со дна зловонной Бездны взлетел чуть слышный, но победный клич.

— Мир сотворившая покинула навечно сотворенный мир! И все небесные, земные твари за ней уйдут — их поглотит мое так жаждущее свежей крови чрево! Пожрет и перемелет в пустоту, которой до краев полна я снова стану!

О, знать бы кровожадной дуре, что клик победный прозвучит последним и что одна живая тварь обережет всех прочих…»

«В пороках мирских рождается добродетель», — утверждает Владимир Карнаухов в своем романе-мистерии «Исход великого шамана», и читатель, пройдя вслед за автором едва ли не по всем кругам сегодняшнего ада, добравшегося от столиц до самых окраин империи, не посмеет оспорить выстраданный вывод. Именно добродетель, именно любовь спасут и нас, и хрупкий такой мир на нашей небольшой планете.

— Да будет так! — скажем мы вслед за писателем.

Валентина Карнаухова, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Владимир Карнаухов…;

… и его последняя книга

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии