Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«У меня нет актеров-любимчиков»

19 октября, 2015

 


DSC05370.jpg

Театр — особый мир, показывающий нам палитру человеческих чувств. Все, что знает наша душа как неясные ощущения, театр преподносит в виде ярких образов. О том, чем живет театральное искусство, о выборе репертуара и работе в творческом коллективе мы побеседовали с директором и художественным руководителем Мирнинского театра Сергеем Шаманаевым. 26 сентября спектаклем театра из Якутии завершился X Международный театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова, который раз в два года проходит на базе Иркутского академического театра.

— Сергей Викторович, расскажите про ваш театр.

— Наш коллектив создан указом президента в 2008 году. Театр на протяжении последних лет достаточно неплохо живет, у нас появился хороший репертуар, к нам приезжают работать интересные люди.

Под театр было отдано помещение универсального театрально-концертного комплекса. У нас огромный зал на 520 мест, мы активно используем все возможности нашей гигантской сцены. Например, на авансцене создаем быстровозводимую конструкцию в виде амфитеатра, рассаживаем на ней 100 человек, и у нас получается замечательный камерный театр. Очень многие актеры были к этому не готовы, потому что привыкли работать на большой сцене, а тут мы им предложили прямое общение со зрителем, глаза в глаза. Всегда важно привести зрителя в театр, и мы это сделали в буквальном смысле — посадили его на сцену. И он  взаимодействует с нами, практически играет в спектакле.

DSC05397.jpg

— Какие отношения у вашего театра с мирнинским зрителем?

— Сейчас мы занимаемся процессом воспитания своего зрителя, а также «подтягиваем» к себе студентов. Когда на спектакли приходят ребята, не подкованные в плане театральных тонкостей и изысков, это все равно наш зритель.

— Давайте поговорим о спектакле по пьесе Чарльза Мори «Балаган», с которым вы приехали на Вампиловский фестиваль...

— В этой истории — внутреннее хулиганство, которое сидит в душе у каждого из нас. Когда мне принесли пьесу, я ее прочел, похохотал, погрустил, опять похихикал, а потом подумал, что из этого получится интересный спектакль. Нам нужна была какая-то веселая, достаточно легкая история. Кроме того, она очень хорошо ложилась на наш коллектив. Она была о нас.

Несколько совпадений — и шестереночки зацепились, пошел процесс постановки. Мы взяли и аккуратно приоткрыли зрителям изнанку театра. Мало кто из них сидел за кулисами и смотрел, как все происходит в момент становления, подготовки спектакля. Эта комедия направлена на популяризацию театра.

— В театре существует понятие тренда? Когда вы подбираете репертуар, вы  ориентируетесь на зрителя или это больше интуитивный процесс?

— Я читаю пьесу, смотрю, ложится ли она на количество актерского состава, и все, что задействует более 14 человек, не читаю. Шутка, конечно, читаю, если нужно — сокращаю состав действующих лиц. Самый сложный вопрос при выборе репертуара — ограниченность: в актерском составе, в технических средствах, в зрительских способностях на восприятие. Это все складывается вместе, и получается нужный в данный момент спектакль. По крайней мере, за четыре года, которые я работаю в театре, у нас не было спектаклей, на которые бы не ходили люди. Но выбор, конечно, штука сложная.

DSC05423.jpg

— У вас в вашем репертуаре есть любимый спектакль?

— Нет. Они все даются потом, кровью, и они, как дети, все любимые. У меня нет актеров-любимчиков, нет «звезд» — я всегда говорю, что театр — это коллективное творчество. Если столяр плохо сделает декорации — спектакль не получится, если швея не сошьет костюмы — спектакля не будет. Здесь важен вклад каждого, хоть это и весьма трудный процесс. Но в итоге, когда зритель приходит и ему нравится то, что он видит, это главная награда.

— Наш современник больше настроен на визуальный эффект, например на кино. Чем можно привлечь его в театр?

— Только «чистой» актерской работой. Любой нормальный человек не может не откликнуться на живую эмоцию. Это заражает. Штампы — самое страшное, что может быть у артиста. Это нежелание человека развиваться, думать.

Стать актером — это как уйти в монахи. Часто происходит отречение от личной жизни, потому что артисту нужен полный отказ от всего, что тянет, от того самого «рюкзака», который надо снимать при входе на репетицию. Требуя от актера искренности проживания, мы приходим к классическим вопросам задачи театра. А она заключается в необходимости найти отклик и разбудить «спящие» души. Я думаю, что театр вечен. Человек всегда будет смотреть, как горит огонь, течет вода, и как работает на сцене другой человек (улыбается).

Анна Филатова, специально для «Байкальских вестей».

Фото Кирилла Фалеева.

На фото: Сцены из спектакля «Балаган» Мирнинского театра

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии