Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Легкий способ бросить курить»

12 октября, 2015

Представил театр из Братска на фестивале имени Александра Вампилова

В X Международном театральном фестивале современной драматургии имени А.Вампилова, который проходил в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова с 20 по 26 сентября, принял участие Братский драматический театр. Братчане привезли спектакль «Легкий способ бросить курить» по пьесе Михаила Дурненкова. Современный спектакль оставил у зрителей противоречивые чувства и массу вопросов как к себе самим, так и к автору пьесы, режиссеру и актерам. Мы побеседовали с главным героем спектакля и режиссером Братского драматического театра Сергеем Терпуговым.

— «Легкий способ бросить курить» — пьеса необычная, отражающая грубую действительность и при этом не всем понятная. Скажите, пожалуйста, что вы испытали, впервые прочитав ее текст?

— У меня возникло полное отторжение прочитанного. Я не понимал, зачем вообще автор это написал, а главное, зачем нужно такое ставить. И тут к нам приехал умный, толковый, хороший режиссер. Неделю он с нами не работал: смотрел наши спектакли, гулял по городу и в итоге сделал такое распределение ролей.

— Изменился ли взгляд на эту историю спустя время?

— Я очень позитивный человек, всегда настроен на добро и веселье, а этот спектакль о безвыходности, о невозможности человеком ничего изменить. Поэтому на пьесу мой взгляд остался прежним. Но своего героя я играть люблю. В ходе репетиций была проделана большая работа над образом. Бывают же такие люди, которые ничего не могут сделать в своей жизни. У нас всегда есть страх пойти к начальству и попросить повысить зарплату, или, когда возникает какая-то идея, мы не всегда можем ее озвучить. Нерешительность  моего персонажа пропитывает все его действия. Единственный волевой поступок, который он совершил в своей жизни, — это бросил курить. Поэтому пьеса так и называется «Легкий способ бросить курить» — люди пытаются что-то делать, с чем-то бороться, а на самом деле в своей жизни ничего изменить не могут.

— У вас главная роль. Легко ли играть в таком спектакле? Близок ли вам образ Константина?

— Я его понимаю, ведь иногда человеку тяжело на что-то решиться. Но помимо нерешительности мой герой еще и бездействует, в пьесе ему каждый раз предоставляется возможность повернуть на какую-то другую тропинку, а он все равно этого не делает. Скорее всего, на Вампиловском фестивале прошел  последний показ этого спектакля — братский зритель его принял без энтузиазма. Но большинству артистов нравится в нем работать. У меня, к примеру, таких ролей еще не было, это новый опыт.

— Сегодня вы возглавляете театральную студию «Театр+», так сказать, «выращиваете своих актеров». Легко работать с молодыми ребятами?

— В нашу студию ходят и дети, начиная с седьмого класса, и студенты. Я стараюсь быть для них прежде всего другом, а не режиссером. Самое главное в театральной студии — не заставлять ребят что-то делать, а подталкивать их к собственным идеям. Пока они могут, пока их еще не «заштамповали», они в состоянии сами творить и фантазировать, искриться. Если я их заучу, они станут моей маленькой копией. И в будущем, если будут играть и ставить спектакли, повторят меня. Потому важна самостоятельность этих ребят. Всегда лучшей сценой в спектакле будет та, которую артист придумал сам, потому что в это момент у него загораются глаза. По такому принципу стараюсь работать, и когда у меня это выходит — получаю огромное удовольствие. 

— Сами пишете пьесы?

— Недавно моя студия на арт-мастерской «Театральное пространство Байкала» (финал областного фестиваля молодежных любительских театров «Алые паруса», который проводит Молодежное театральное движение под патронатом Иркутского академического театра) представляла написанную нашей студией пьесу. Она рассказывает о том, что в последнее время люди все больше уходят в виртуальный мир, погружаясь в другое пространство, теряют интерес к происходящему вокруг, к книгам, к живому общению. Но осталась девушка, которая живет в реальном мире, без модных гаджетов и Интернета. Именно она открывает глаза главному герою пьесы.

DSC_7414.jpgDSC_7447.jpg

Основная мысль спектакля — людям нужно учиться разумно совмещать компьютер и книгу. Погружение в новые технологии — это неплохо, если, кроме того, изучаешь окружающий тебя мир, открываешь что-то новое. Я пытаюсь втолковать ребятам, что нужно не только сидеть за компьютером и в телефоне, важно формировать свое мнение, свой взгляд на разные вещи. Сегодня человеку дают все готовое, и ему ничего не надо обдумывать — это меня беспокоит. Об этом мы разговариваем со студийцами, на эту тему стараемся придумывать и ставить спектакли.

— И как зрители восприняли ваш спектакль?

— Очень хорошо. Дело в том, что у меня есть такая поговорка: «Как работал, так и заработал». Мы собирались вечерами, репетировали, снимали ролики и в итоге сделали достойную работу. Я люблю этот спектакль. Но жизнь его все равно недолга: ребята вырастают, поступают в институты, уезжают. И мы беремся за что-то новое.

— Что вас привлекло в профессии режиссера? Почему вы решили и играть, и ставить?

— Так получилось, что я поступил на заочное отделение режиссуры в Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств. Казалось, что эти две профессии — актер и режиссер — близки друг другу и особой разницы в обучении не будет. И только ко второму курсу понял, что актер — это человек, который руководствуется эмоциями, а режиссер должен руководствоваться интеллектом. К тому времени я уже работал в театре и видел, как ставятся спектакли. Тогда смотрел и думал: «Тут бы сделал по-другому, а тут бы это убрал…». И постепенно мои мысли переросли в преддипломную работу — детскую сказку «Снегурочка». Довольно неплохо получилось, но самое главное — мне понравилось ставить спектакли, и я начал работать режиссером.

У меня пока что, слава богу, какая-то уникальная память, как говорят актеры. С комедией «Папа в паутине» был такой случай: я ставлю спектакль, а потом у одного из артистов появляются проблемы со здоровьем, и я занимаю его место. Оказалось, я знал полностью весь текст, мы за неделю доделали спектакль и показали его зрителям. Конечно, нужен дублер. А так играешь в спектакле, снимаешь его на камеру, потом приходишь и дома анализируешь все, делаешь какие-то замечания для себя, смотришь, какие были ошибки. Но конечно, это ни с чем не сравнимое ощущение, когда ты выходишь на поклон и тебе аплодирует зритель. Ведь обычно режиссер остается в тени, а в этом случае можно насладиться зрительскими эмоциями.

— На Международном театральном фестивале «Театральная провинция» памяти Владимира Гуркина, проходившем в Черемхово, вам была присвоена победа в номинации «Лучшая мужская роль». Расскажите об этом поподробнее. Были ли у вас еще награды?

— Это была комедийная роль. Я играл в «Провинциальных анекдотах» Александра Вампилова. На репетициях каждый раз что-то новенькое придумывал, старался артистам поднимать настроение, фантазировал. Но совершенно не ожидал победы на том фестивале: уже в дорожной одежде вышел на сцену, в панике, лохматый. Это была моя первая в жизни победа! Для меня это были пять минут радости, а за ними пришло осознание того, что теперь за спектакль придется отвечать еще сильнее: не халтурить, выходить и играть так, чтобы все сказали: «Да, действительно, больше никто, кроме него, не сможет сыграть эту роль так хорошо». 

— Есть ли у вас театральная мечта?

— Я бы хотел с Джимом Керри за руку поздороваться и сфотографироваться. И с Джеки Чаном. Вот такие у меня мечты. 

Марина Палеева, специально для «Байкальских вестей».

Фото Алины Дейкиной

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии