Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Дорога вниз…» как достойный путь наверх

17 марта, 2014

 

 

Иркутский ТЮЗ через призму нашумевшего спектакля

 

Часто после очередного просмотренного спектакля выходишь  с чувством исполненного долга: да,  ты сходил в театр… Но бывают спектакли потрясающие, затронувшие глубокие, сокровенные струны твоей души, особенно ясно и четко отражающие положение вещей, картину мира… Именно такой спектакль по пьесе Олега Богаева «Дорога вниз» создал режиссер Геннадий Гущин в Иркутском театре юного зрителя.

История начинается и заканчивается  разговором Дьявола и Бога о необходимости присутствия  человеческого рода на земле. Дьявол демонстративно запускает этот разговор: посреди суперинформационного потока,   на фоне  черного квадрата, истерично несутся люди, чтобы заполнить свои потребительские корзины… Среди них тихо шагает  Ангел,  доверчивый и  милый, как ребенок с воздушным белым шариком в руках… Его сбивает машина… потом другая, третья…

История,  по сути, не нова: страдания Ангела проявляют нынешнее состояние человеческих душ… Происходит это так: люди разного возраста, из разных социальных групп при виде раненого Ангела, естественно, делают попытки как-то его спасти, но, не сумев дозвониться до скорой помощи (мертвая зона недоступна для мобильника), еще на мгновение задумываются: «Что с этим делать?». Но побежденные своими страхами, скандалами, проблемами и желанием поскорее расстаться с «досадной» ситуацией, нарушившей их планы,  все отбрасывают мысль о помощи и быстро  уезжают  по дороге вниз…

Прекрасен конец спектакля: измученный Ангел, выполнив свою задачу, мирно садится на краю сцены и лепит человечка-ангела,  Господь выходит с метлой, спокойно прибирает мусор, оставленный  людьми,  садится рядом с Ангелом. И такой бесконечной добротой и верой в людей наполнены светлые лица этих двух персонажей, что, несмотря на смех Дьявола,  в душе зрителя возникает надежда….

Символичен финал: актеры выходят на сцену, тревожно вглядываются в черный квадрат… Обернувшись, видят Ангела, который, простив предательство, «невнимание» людей к его страданиям, бежит к ним, освобождая их совесть… Они бросают друг другу воздушный белый шарик, и эта игра  волшебным образом высвечивает в каждом человеке его настоящего, люди играют, радуются  как  дети…

И становится ясно: милосердие и прощение — это именно те божественные качества, которые спасут  человеческий  мир…

 


Если проанализировать вечерний блок юношеских спектаклей, то картина складывается довольно печальная. Несколько примеров.   Спектакль «Алые паруса»:  с детства любимая светлая, романтичная история Ассоль и капитана Грэя едва просматривается на фоне  постоянно пьяно-веселящейся толпы. «Укрощение строптивой» во многих сценах чересчур фриволен, неоправданно затянут,  водевиль «Беда от нежного сердца» поставлен бездарно и просто вызывает недоумение. «Рудольфио» — фрагмент цикла и на самостоятельный спектакль не тянет… Упомянутый в статье  цикл «Иркутск с нами» был одноразовой акцией и прошел пару лет назад исключительно для педагогов…
 

Хочется отметить, что режиссерское решение спектакля, сценография, музыка гениально просты, доступны и трогательны. Очень точно воспроизведена в центре декорации вселенская идея  черного квадрата, этой пустоты, которую можно заполнить тем или этим, дорогой вниз или дорогой вверх, ежесекундная свобода выбора, бесконечный разговор   о сути бытия…

Интересно, что и на сцене, и в зрительном зале почти ровесники, поскольку в  спектакле задействованы актеры, которые совсем недавно сами были студентами, — кстати, выпускники педагога Иркутского театрального училища Геннадия Гущина. И им удалось тонко, смело, многогранно передать изгибы человеческой души!

Сдача спектакля состоялась 20 ноября 2013 года, присутствовали студенты, преподаватели вузов, учителя школ, работники культуры, пенсионеры. Во время обсуждения прозвучала, во-первых, положительная профессиональная оценка спектакля. И во-вторых, самое главное, в своих выступлениях многие зрители говорили о потрясающем впечатлении, о серьезных размышлениях. Возник ключевой вопрос: «А я?  Как бы я поступил в таком случае?».

То, что произошло, можно описать словами известного театрального критика Натальи Крымовой: «Театр сделал главное движение — переступил линию рампы, заставил думать о происходящем  вне его стен».

Правда, некоторые школьные преподаватели  выразили несогласие   с парой  не вполне литературных, но уместных слов, прозвучавших в пьесе, якобы оскорбивших их рафинированный слух, но это недовольство весьма смахивало на лукавство. Речь —  наиважнейшая, неотъемлемая часть образа, и было бы странно,  когда б некоторые персонажи говорили несвойственным им правильным литературным языком. Здесь, согласитесь,  драматург и режиссер должны быть близки к истине...

Удивительно, но самой «красноречивой» была роль Ангела, который в течение всего действия  не произнес ни слова….

Спектакль вызвал большой интерес у зрителей и резко-отрицательную оценку руководства  театра, которое почему-то не захотело его понять. Более того — агрессивно не приняло.

Конечно, бывает такое, что можно и перепутать хорошее с плохим. Но если опираться на опыт, художественный вкус, разум и смелость, то вполне возможно отличить одно от другого. И конечно, если понимать, что искусство не только гармонизирует мир, но и отражает процессы дисгармонии и разрушения.

В №7 газеты «Байкальские вести» от 24 февраля с. г. под  рубрикой «Дискуссионно» была опубликована статья критика Валентины Семеновой. Она пытается объективно, ответственно оценить работу Иркутского театра юного зрителя, а заодно и творческую деятельность режиссера Геннадия Гущина.

Все мы отлично понимаем, что Театр юного зрителя — наиважнейший стратегический центр, который наряду с семьей и школой формирует мировоззрение, духовно-нравственные, культурные, интеллектуальные ценности и ориентиры детей и юношества. Проще говоря, формирует будущее нашего общества.

С этой точки зрения  совершенно ясно, что деятельность  ТЮЗа  должна осуществляться талантливыми  в своем деле людьми,  профессионалами  и, конечно, в лучших классических и современных традициях театра и искусства в целом.

Вроде бы  Валентина Семенова тоже так считает, и в своей статье она пытается нас  убедить, что дела Иркутского ТЮЗа в отличном состоянии. Но, странное дело, приведенные автором аргументы и факты не совсем соответствуют действительности и  вызывают  множество вопросов к руководству театра.

В первую очередь это касается репертуара, который кажется положительным. На сцене театра идут спектакли по произведениям   Чехова, Шекспира, по мотивам произведений  советских драматургов, не забыты и «свои», сибирские, классики — Вампилов, Распутин… Довольно много детских спектаклей… Кажется, все в порядке, работа идет…

Но при внимательном рассмотрении приходится констатировать, что пьес в «чистом виде» мало, все больше «по мотивам». Зачастую это весьма неудачные  режиссерские постановки либо спектакли, известные уже нескольким поколениям, поскольку играются не один десяток лет, как будто театр живет прошлым и для него не существует современного  театра, современной  драматургии, современного звучания «вечных» тем.

Если проанализировать вечерний блок юношеских спектаклей, то картина складывается довольно печальная. Несколько примеров.   Спектакль «Алые паруса»:  с детства любимая светлая, романтичная история Ассоль и капитана Грэя едва просматривается на фоне  постоянно пьяно-веселящейся толпы. «Укрощение строптивой» во многих сценах чересчур фриволен, неоправданно затянут,  водевиль «Беда от нежного сердца» поставлен бездарно и просто вызывает недоумение. «Рудольфио» — фрагмент цикла и на самостоятельный спектакль не тянет… Упомянутый в статье  цикл «Иркутск с нами» был одноразовой акцией и прошел пару лет назад исключительно для педагогов…

В работе театра   просматривается странная тенденция постоянно реанимировать спектакли прошлых лет: «Прощание в июне»,  «Незнакомка», вновь восстанавливаемый сейчас спектакль «Жестокие игры»…

При всем этом подростки явно обделены репертуарным вниманием театра. Впрочем, и так называемый молодежный сегмент не особенно драматургически охвачен.

Если  говорить о детских сказках, то за последние три года представлены как бы две новые, но на самом деле «хорошо забытые» старые: «Королевство кривых зеркал» и «Переполох в лесу». «Конек-Горбунок» идет на сцене семнадцать лет, а сказка «Двенадцать месяцев», поставленная в 1990-е годы, была  изъята из репертуара, а нынче на новогодние праздники предъявлена как премьера!

Оба спектакля  восстановлены, причем переделаны в основном в режиме шоу, видимо, предполагается этим хоть как-то «осовременить» спектакли, завлечь и  удержать внимание детей.  Постановки красочные, но все как-то упрощено, исчезло главное — хитринка,  сказочная глубина народной мудрости. Исчез «намек», который «добрым молодцам урок»!

Ни для кого не секрет, что зазвать зрителей  в театр становится все сложнее. «Все пересмотрено, скучно, неинтересно» — вот отзывы многих ребят, родителей и педагогов. Театр, имеющий 85-летнюю историю, традиции, культивируемые не одним поколением актеров,  режиссеров, теряет свое лицо! И своих зрителей …

 


Год тому назад министерством культуры и архивов Иркутской области на должность постоянного главного режиссера ТЮЗа  был рекомендован известный иркутский актер, режиссер и театральный педагог Геннадий Гущин. Это обнадежило и актерский коллектив театра, и иркутского зрителя. Но в своей статье критик Валентина Семенова сообщает, что, оказывается, директор театра принял режиссера Геннадия Гущина «без особой радости». При чем здесь радость директора? Нам что важно — обрадовать директора или  чтобы в ТЮЗе наконец-то начал работать талантливый, «свой», постоянный  главный режиссер?
 

Разве это нормально, что в театре уже восемь лет нет постоянного режиссера,  актерский состав стареет и юных персонажей  играют  актеры далекие от юного возраста? Насколько нам известно, всю творческую, художественную политику театра определяют  люди весьма преклонного возраста, а художественный совет  состоит из сотрудников, материально зависимых от директора театра.

Год тому назад министерством культуры и архивов Иркутской области на должность постоянного главного режиссера ТЮЗа  был рекомендован известный иркутский актер, режиссер и театральный педагог Геннадий Гущин. Это обнадежило и актерский коллектив театра, и иркутского зрителя. Но в своей статье критик Валентина Семенова сообщает, что, оказывается, директор театра принял режиссера Геннадия Гущина «без особой радости». При чем здесь радость директора? Нам что важно — обрадовать директора или  чтобы в ТЮЗе наконец-то начал работать талантливый, «свой», постоянный  главный режиссер?

Гущин привел в театр молодых актеров и за год качественно обогатил репертуар тремя актуальными, динамичными и своевременными премьерными постановками, которые иркутский зритель смотрит и переживает по нескольку раз.

Но так думают многие зрители, но отнюдь не автор статьи. Валентина Семенова бьет тревогу. Цитируем: «Первые три работы нового главного показали, что прежний дух театра и его репутация могут быть утеряны».

Во-первых, как, скажите на милость, можно потерять то, чего почти уже нет и что требует немедленного восстановления?! А во-вторых,  критиковать так критиковать, что ли — вот прямо все «первые три работы» никуда не годятся?!  При этом интересный, неординарный спектакль «Дорога вниз» вообще назван в статье «чернухой». То ли Валентина Семенова  не видела спектакль  и опрометчиво судит с чьих-то слов, то ли оговорила, оговорилась…

Несмотря на дифирамбы автора статьи по поводу работы Иркутского ТЮЗа и его директора Виктора Токарева, создается впечатление, что стратегический план развития  театра  все-таки отсутствует. Похоже, что директор, «опытный, признанный постановщик», как это обозначено в статье,  организовал этакую «вотчину», в которой он сам себе и режиссер, и даже автор сценариев  некоторых постановок.

В статье названа цифра — 40 процентов директорских постановок!  Невольно возникает вопрос: это творческий или больше финансово-экономический интерес, поскольку такой разнообразный труд,  видимо, хорошо оплачивается в виде постановочных и авторских гонораров. При этом, судя по декорациям и костюмам, в творческом порыве для своих постановок директор легко распоряжается бюджетом театра.

Понятно желание Виктора Токарева, как бывшего актера ТЮЗа, проявить свой творческий потенциал, но получается, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец»! Очевидно, что не каждый человек способен успешно делать три дела одновременно. Все-таки руководящая должность директора театра требует серьезных ежедневных административно-хозяйственных усилий.

Директор — это менеджер, политик, дипломат. У режиссера же своя творческая задача. Он — единственный человек в театре, который  обязан своей художественной волей вызвать к жизни созидательное начало и в себе, и в других. Совмещение таких разнополярных должностей и обязанностей  нецелесообразно.

Также очевидно, что для успешной, целенаправленной   работы  театру  необходима   команда  талантливых  людей в составе  руководителей, администрации, режиссера, актеров,  декораторов, педагога, психолога и прочего обслуживающего персонала. Именно команда единомышленников, энтузиастов, фанатов своего дела.  Недаром работу в театре называют служением.

Руководство Иркутского ТЮЗа на сегодняшний день оказывается не в состоянии достойно принять в свои ряды постоянного главного режиссера и его творческий потенциал. И вместо того, чтобы создать для режиссера и актеров комфортные условия для серьезной и ответственной работы, устраивает полнометражную конфронтацию, включая СМИ, походы в министерство, раскол в творческом коллективе, оскорбительного содержания письма. Организует мнение «общественности», направленное против главного режиссера театра, и, искажая суть вещей, делает  вопиюще абсурдное заявление, будто бы «молодежный сегмент уничтожит театр»!

На деле же происходит иное — у руля Иркутского ТЮЗа  уже не один десяток лет стоят люди, недальновидное руководство которых привело театр к  сложной, трудноразрешимой ситуации. Возникает крайне тревожный и такой российский вопрос: «Что делать?». Вопрос этот обращен и к общественности города,  и к министерству культуры и архивов Иркутской области.

Алина Леснова, постоянный зритель ТЮЗа

От редакции. Как стало известно, директор ТЮЗа подписал заявление главного режиссера Геннадия Гущина об увольнении по собственному желанию. Однако это решение еще не утвердил областной министр культуры и архивов.

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии