Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Дорогая Анна Васильевна, я больше чем люблю Вас…»

18 января, 2016


50.jpg

В конце декабря, под занавес уходящего года, в музыкальном театре имени Н.М. Загурского прошла премьера музыкально-пластического спектакля «Анна и Адмирал. История Любви» (по письмам и дневникам Анны Тимирёвой  и Александра  Колчака). Постановка, либретто и хореография режиссера Анны Фекета, музыка Татьяны Шатковской-Айзенберг, дирижер-постановщик и аранжировщик Михаил Тарасов, сценография и костюмы Александра Неделько, художник по свету Галина Мельник,  хормейстеры Наталья Ладыгина и Ульяна Чугуевская.

Заявка темы спектакля прозвучала мощно и сильно. Это тщательно выстроенная, профессиональная и интеллигентная постановка с хорошими  актерскими работами. Тимирёва в исполнении прекрасной актрисы  Анны Рыбниковой — женщина полнокровная и  живая, несмотря на то, что мы узнаем ее только через письма, дневниковые записи да те немногие стихи, что дошли до нас. В них отчетливо звучит голос раненой птицы, но не покорившейся, не сдавшейся, не опустившей голову. За отношения с Колчаком она прошла после его расстрела через неимоверные испытания: жестокие  допросы  «заплечных дел мастерами» из НКВД, сталинские тюрьмы и лагеря. Но никогда не жалела о том, что эта «связь» была в ее судьбе, что даже в мыслях ни на минуту не отреклась от нее и не предала любимого человека. До конца дней она была убеждена, что эту встречу даровал ей сам Господь,  только слишком много взяв взамен.

Историю жизни Анны Тимирёвой, а именно от ее лица ведется повествование, театр рассказывает не спеша, останавливаясь на  подробностях, словно боясь упустить даже мелкие детали. Оттого, наверное, спектакль не избавлен от повторов.  На мой взгляд, в спектакле слишком много сцен насилия и избиения  «энкавэдэшниками» своих жертв. Допросы, пытки, унижения, издевательства — весь этот «джентльменский» кровавый набор сегодняшнему информированному зрителю давно известен, и не стоило бы вновь и вновь, из картины в картину, погружать зрителя в  эти кошмары.  Наша фантазия сама вполне домыслить, дописать, дорисовать многое. Мы пришли смотреть любовь, и всего в этой истории должно быть в меру, а когда какая-то из составляющих начинает доминировать, то перечеркиваются другие.

В спектакле много хороших сцен, решенных сценографически грамотно, эмоционально-глубоких, психологически верно рассчитанных. Помогает и эффектно смотрится визуальный ряд с появляющейся хроникой, фотографиями  Анны, Колчака, крейсера «Императрица Мария», другими  артефактами  времени: расчерченные карты  северных морей, ледников,  горных хребтов и холмов, относя нас к теме Колчака полярного, ученого-исследователя.

Трудная задача была в спектакле у Анны Рыбниковой. Помимо непосредственной своей задачи — как можно ярче показать в роли Анны свои вокальные данные, режиссер предложила ей раскрыть и свои пластические способности. Думается, что актриса не без страха дала согласие на этот эксперимент, ведь в этом отношении вокалистке трудно тягаться с солистами балета, но… Эксперимент удался в полной мере! Анна Рыбникова показала нам, как человек, верящий в себя, в свои силы, в то, что «такого перевоплощения»  требует роль, сумела так поработать над пластикой, хореографией, что помимо хорошей вокалистки и драматической актрисы убедила нас и отличным владением собственным телом.  В сценах эмоционального, трагедийного накала ее тело будто надрывно кричало о нечеловеческих страданиях и боли, а в сценах с Колчаком источало любовь и нежность.

80.jpg

О трудности в освоении не типичной для балетного артиста  глубины и драматизма роли  можно сказать и в работе ведущего солиста балета Юрия Щерботкина, сыгравшего адмирала Колчака. Юрий — артист мыслящий, глубокий и уже давно замечен в ранее исполненных им ролях не просто отточенностью балетной техники, но обязательным погружением в драматическую ее составляющую, в суть характера персонажа. Потому и здесь его Колчак — человек сдержанный, трагически-мужественный, сильный, не дающий воли эмоциям, но у которого бури внутри. И Юрий точно и тонко, без нажима, передает эти чувства и состояние героя.

Интересно, грамотно решено пространство сцены, не загроможденного бытом, где много воздуха и простора, где так хорошо можно выстраивать светом необходимое место действия, ощущая в этом пространстве неумолимость судьбы. Выразительна и талантлива музыка спектакля, которая помогает актерам и ведет за собой.

Театр предложил зрителю свою сценическую версию любви двух людей  — адмирала Колчака и Анны Тимирёвой – в вихре бурного времени. И мы увидели в этой истории живых людей, из плоти и крови, а не схематичных исторических личностей. Оглянувшись почти на столетие назад, театр с благодарностью отдал свой поклон Анне и Адмиралу, восхищение тем, что была на земле такая Любовь.

Анна Васильевна Тимирёва умерла в Москве 31 января 1975 года. Своего адмирала она пережила на 55 лет. Незадолго до смерти она напишет короткое стихотворение:

Полвека не могу принять — ничем нельзя помочь,
И все уходишь ты опять в ту роковую ночь.
А я осуждена идти, пока не минет срок,
И перепутаны пути исхоженных дорог...
Но если я еще жива наперекор судьбе,
То только как любовь твоя и память о тебе.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Игоря Сирохина

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии