Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Все, что хотел сказать художник…»

19 июня, 2017

Александра Дугарова в 1978 году окончила Иркутское училище искусств (педагог — художник-график Анатолий Аносов). Затем продолжила обучение в Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств (персональная мастерская Евсея Моисеенко). Участница 80 международных, всероссийских, зональных, региональных, республиканских и городских выставок в России и Германии. Член Бурятского регионального отделения Союза художников России, Международной ассоциации художников. Живописные работы и графические рисунки художницы хранятся в государственных художественных музеях Республики Бурятия, Омска, Красноярска, Якутска, Кемерово, Томска, а также в частных коллекциях по всему миру. Живет и работает в Улан-Удэ.  


        

В Галерее Виктора Бронштейна открылась персональная выставка Александры Дугаровой

Творчество Александры Дугаровой многогранно, она состоялась как живописец, график, иллюстратор, художник по костюмам и сценограф. Художница придерживается разных направлений — это и абстрактный экспрессионизм, есть работы, напоминающие искусство постимпрессионистов, а некоторые картины можно назвать кубистическими. Такая эклектика поможет зрителям заглянуть в историю европейского искусства. Как говорит сама Александра Дугарова, стиль, в котором она работает, уникальный, рожденный в процессе непрерывных творческих поисков.

Я познакомилась с Александрой Дугаровой накануне открытия выставки, и она для небольшой компании, состоящей из самого Виктора Владимировича, директора галереи Ольги Бронштейн и меня провела нечто вроде небольшой экскурсии — путешествия в мир своего творчества.

Экспозиция под названием «Дышать» включает более 40 живописных работ, созданных в последние годы. Мы подходили к той или иной работе, кто-то задавал вопросы, и она подробно отвечала, обнаруживая большие познания в любой сфере искусства, о которой заходила речь: о «малых» голландцах, о Пикассо, о Фаворском, Даши Намдакове, об экспрессионизме, абстрактном искусстве или реалистической живописи. Она произвела на меня впечатление человека очень обширных знаний, человека глубокого, ищущего, неординарного, многогранного, судя по ее работам в совершенно разных стилистиках.

В полотнах Дугаровой отражены экспрессия и художественный наив мира первобытного человека или ребенка, который от смыслов наипростейшего уходит в космические глубины. Художник сама говорит о себе, что любит экспериментировать и тяготеет к абстрактному искусству, которое связано с чистым цветом, с эмоциями. Но в основе каждой работы лежит, конечно, любовь, которая так и сквозит с полотен. Любовь к миру, к тому, что она делает, к своим «персонажам», к окружающей природе, к земле, где выпало родиться, к самой жизни.

Ее полотна требуют вдумчивого и созерцательного взгляда, они не терпят суеты и беглого осмотра. Но даже если иной посетитель и предпримет попытку такого быстрого набега за неимением времени, у него не получится, потому что работы Александры Дугаровой заставляют вернуться, постоять возле каждой, подумать, поразмышлять. Она пристально всматривается в человека, проникая в самую его глубину, в суть, в его внутренний мир.

Такова картина «Старость». Перед нами двое пожилых людей, и мы не знаем, кто они: родители, бабушка с дедом, дальние родственники или соседи. Мы только знаем, что художник увидела этих людей бесконечно любящим взглядом и постаралась это чувство передать нам. Лица этих стариков выражают итог человеческой жизни, трудно прожитой, полной невзгод, волнений, горестей.

1.jpg

Перед нами портрет-биография, в котором все внимание концентрируется на раскрытии внутреннего богатства и сложности человеческой натуры, судеб этих людей, их веры, достоинства, душевной красоты. Легкими мазками, будто только намеченными контурами, похожими скорее на наскальную живопись, Александра передает их сосредоточенность, неподвижную устойчивую позу, глубокое раздумье. Лица изображены на нейтральном фоне, который нельзя даже назвать фоном в обычном смысле. Это не комната и не стена, а нечто пространственное — среда, в которой выделяются две фигуры вне связи с конкретной обстановкой, с предметами. Их глаза пристально всматриваются в нас, а мы — в них. И происходит нечто удивительное, нечто вроде медитации, когда лица с портрета будто завораживают, уравновешивают, успокаивают, словно кто-то очень близкий и родной гладит нас по голове теплой мягкой ладонью, и мы вдруг, пусть на мгновение, обретаем душевный покой и возвращаемся в детство.

А как нежна, трепетна, легка, «пахнущая» свежей травой работа Александры «Флора». На ней круглолицая девочка с цветочным именем, с летящими, уходящими за край картины, душистыми волосами, полными отцветающих одуванчиков, веточек, листочков, травинок, пылинок, летних солнечных лучей. Ее раскосые глаза полуприкрыты, а рукой она отводит упавшую на лицо прядку.

В этой очень атмосферной по настроению работе слышен тихий мотив, который поют цветы этой лесной фее, живущей в абсолютной гармонии с природой. При внимательном рассмотрении я вдруг замечаю в пушистой гриве волос чуть различимые глазу и почти ускользающие контуры и очертания лиц: кто-то из них улыбается, кто-то подмигивает, кто-то смотрит внимательно, не мигая. Это своеобразные неожиданные сюрпризы от Александры Дугаровой, которые она любит зашифровывать в своих работах. Легкая недосказанность, тонкий баланс видимого и подразумеваемого, остановленная мимолетность порыва — вот главная прелесть этой картины.

«Осенняя флейта»…  Перед нами выполненный словно в акварельной тонкой технике профиль музыканта. Человек пребывает в состоянии вдохновения и упоения музыкой, которую он извлекает из маленькой изящной флейты. Портрет еле намечен нежными контурами. Он словно написан легкими нитями дождя или самой музыкой, почти полуразмыт и выплывает из туманной дали, чтобы не сразу разглядеть профиль флейтиста. Здесь все легко, светло и прозрачно.

 — Я люблю непредсказуемое, — говорит Александра Дугарова, — у меня тяготение к абстрактному, связанному с чистым цветом, эмоциями. У меня академическая школа, от которой мне хочется иногда избавиться, поэкспериментировать, отойти от найденного и опять углубиться в поиск. Мне кажется, это вообще человеку свойственно. Абстрактное искусство — это искусство чистой формы, оно относит нас к древности, архаике, когда не было школы. Пикассо вырос именно на таком искусстве, обращаясь к архаике, к африканской маске. Даши Намдаков тоже любит обращаться к архаичной форме. Древние люди мыслили чистой формой. Это, по сути, детский рисунок.

Вообще меня очень привлекают первобытные художники. Мне бы хотелось в «голову к ним залезть», исследовать, чем они жили. У них ведь не было ничего, кроме природы, не было базовых основ, как у современного художника, отягощенного знаниями, изучением разных художественных течений, стилей и направлений. Иногда слышишь такое мнение, что художника вообще не надо учить, так как он теряет свою самобытность. В его голову много вталкивают тех знаний, которые ему не нужны, поэтому ему нужно отключиться от всего и творить свободно, с чистым, ясным глазом.

Вот такая она, художник Александра Дугарова, со своим мироощущением, философией, ярко выраженной творческой позицией, не похожей ни на чью. Творящая свой, отдельный мир, свой язык, такой земной и в то же время космический. И чтобы погрузиться в богатство этого мира, нужно неспешное, вдумчивое прочтение ее работ. И тогда постигаются новые смыслы, потому что идет не поверхностное считывание, а погружение, познание его изнутри, и нам открываются красота и поэзия.   

2.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.

На фото: «Старость»;

«Большой натюрморт на желтом фоне»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии