Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Ночь в театре» и восхождение к истокам

24 июля, 2017

Ярким и запоминающимся стало закрытие 89-го театрального сезона в Иркутском театре юного зрителя имени А. Вампилова. Прошлый сезон театра тоже закрывался «Ночью», и тогда зрители высказали так много пожеланий повторить ее, что театр решил пойти им навстречу и сделал новую «Ночь». Но не повторяя «один в один», а расширив, добавив новые идеи, мысли, вариации.

Это было недавно…

Старинный двор ТЮЗа превратился в один большой дом, где нашлось место для «расселения» множества семей в «коммунальных квартирах» времен 60—70-х годов минувшего столетия.  

Они быстро и дружно обжили дворовое пространство. Чего только в этом многолюдном и разноязыком дворе одномоментно не происходило! Выбивали пыль из бабушкиного персидского ковра, ремонтировали старый мотоцикл «Восход», делали зарядку, разучивали танцы, играли в шашки, домино и шахматы, катались на самодельной тележке, выпиливали лобзиком по дереву, прыгали через скакалку, играли в классики, кормили детей кашей, стирали белье, принимали стеклотару в пункте приема, пели песни под гитару, в киоске покупали свежую прессу. А в пункте «обмена валюты», если она имелась в виде рублевых купюр, обменивали ее на «тюзики», чтобы купить тут же, например, мороженое или стаканчик охлажденного компота. Короче говоря, двор жил  житейскими заботами и гудел, как пчелиный улей. 

Именно такую картину повседневной жизни «коммунального двора» заставал каждый входивший сюда зритель и, конечно, улыбался, становясь и сам частью этой большой «семьи», потому что мог и в шахматы сразиться, и последние новости о театре узнать из газеты «Вампиловский вестник», а кому было не лень, мог повыбивать ковер или постирать белье. Когда же во двор въехали ретро-машины «Москвич» и «Победа», вообще уже никто не удивлялся, просто спокойно фотографировались «в интерьере»…

К этому можно добавить, что звучала музыка того времени, которая вызывала ностальгическое настроение и под которую можно было танцевать. Тут же проводилась викторина на знание творчества Александра Вампилова, и наиболее эрудированных награждали грамотами и благодарностями.

1.jpg2.jpg

В рамках «Байкал-Тотема»

Так весело и шумно проходила  «Ночь в ТЮЗе-2»,  следом за которой зрителей пригласили в зал, где была представлена Режиссерская лаборатория, которая прошла в театре уже в третий раз. Теперь под названием «Вампиловское пространство», посвященная 80-летию со дня рождения Александра Вампилова в рамках I Международного культурного форума «Байкал-Тотем», при поддержке губернатора, а также министерства культуры и архивов Иркутской области.

— Для нас проведение Режиссерской лаборатории принципиально важно, — сказал накануне на пресс-конференции директор и режиссер ТЮЗа, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. — Это возможность поиска молодых творческих сил в первую очередь в режиссуре, так как всем понятно, что театр без режиссера существовать не может. Режиссер определяет направление и развитие современного театра, тем более молодая режиссура, которая мыслит нестандартно, предлагает новые формы, ищет содержание, исходя из требований времени.  

Из множества заявок, поданных на участие в Лаборатории, было отобрано пять. Это трое режиссеров из Москвы: Иван Миневцев, Галина Зальцман, Иван Колдаре, а также Артем Баскаков из Улан-Удэ и Кирилл Витько из Омска. Они работали с актерами ТЮЗа  всего три дня, углубившись в суть вампиловских пьес, которые выбрали для эскизного показа, в разработку образов, ища свой ключ к раскрытию характеров персонажей Вампилова.

Условием Лаборатории была постановка именно вампиловских пьес, так как 19 августа будет отмечаться 80-летие со дня рождения драматурга. Конечно, Александр Валентинович остается для нас молодым, таким, каким он покинул этот мир, не дожившим всего два дня до своего 35-летия, и такая цифра, как 80 лет, трудно увязывается с его биографией.

Но факты есть факты, а время есть время. Оно прибавляет возраст, но творческое наследие, если оно настоящее, не имеет срока давности. Пьесы Александра Вампилова опередили время. Он  ушел от нас в 1972 году прошлого века, но его считают современным, хотя за это время выросло несколько поколений, неузнаваемо изменилась страна, но он по-прежнему наш современник. Он оставил пьесы, которые трудно пробивались на сцену при его жизни, чиновники их запрещали, находили в них  «идеологически невыдержанные» места и поступки героев, «которые были далеки от совершенства». Они не звали на стройки коммунизма или к покорению космоса, а мучились неразрешимыми вопросами: как жить, не изменяя себе, в атмосфере затхлости, лжи и цинизма, особенно если не умеешь приспосабливаться, если есть совесть.

3.jpg

«Наша жизнь — черновик»

Вампилов понимал, что писать по собственным, а не навязанным правилам всегда непросто. Но он выбрал такой путь. «Живший среди нас и бывший нашим другом, он был редким человеком, лучшим из нас», — писал о Вампилове его ровесник и однокурсник Валентин Распутин.

Интерес к пьесам драматурга не ослабевает и, думаю, будет возрастать, потому что его герои живые, не ходульные, пусть во многом  противоречивые, далекие от идеала в общественном понимании. Но живые, из плоти и крови. И потому интерес театров  к его пьесам, к вампиловским характерам неизменен. Именно на таком интересе молодой режиссуры к творчеству драматурга ТЮЗ и построил свою нынешнюю Лабораторию. Режиссеры очень интересно шли к результату: в разной эстетике, решая отрывки  разным сценическим языком. Но каким замечательным и прекрасным получился итог!

Первым отрывком, который увидели зрители, режиссером которого был Кирилл Витько (Омск), был психологический этюд для квартета «Исповедь начинающего». Режиссер придумал неординарный ход, где вместо монолога вампиловского героя мы увидели целую симфонию, когда герой перевоплощается и в женский персонаж, и в мужской, прекрасно исполняет партии тенора, баса и сопрано, мимоходом превращается в героя «Утиной охоты» Зилова, успевает тут же «пожить» в образе  его супруги Галины, вновь возвращается в  шкуру «начинающего писателя» и т. д. И этому мимикрированию нет конца.

«Наша жизнь — черновик, — говорит устами своего героя драматург. — И так же, как в черновике, многое у нас бывает перечеркнуто, перемешано, написано заново и перечеркнуто вновь». Так же и в жизни человека что-то может происходить спонтанно, импульсивно, не заготовлено заранее, а рождается тут же, на глазах. Герой может быть противоречив и иногда не может объяснить сам себе свои же поступки, а уж действия других — тем более. Так и персонажи, которых оживил и вывел на сцену Кирилл Витько, зачастую поступают так, как от них никто не ожидает. Они даже могут разговаривать друг с другом путем исполнения арий из опер и через них выявить характер.

Второй отрывок, который увидели зрители, был из пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», причем именно тот авторский вариант, в котором Валентина в финале застрелилась. Его взяла в работу режиссер Галина Зальцман (Москва). Этот вариант пьесы впоследствии драматург «отсеял», оставив  главную героиню жить, но как вариант он существует в вампиловских черновиках, и именно он заинтересовал режиссера. Отрывок получился очень любопытным, убедительным, создав неповторимую атмосферу тревоги, а ближе к финалу — трагедии. С самого начала герои находятся уже «не прошлым летом, а нынешним», собравшись на поминки Валентины (артистка Анастасия Чеснакова) возле ее палисадника, который так и остался непочиненным, потому что в очередной раз его кто-то сломал.

Прошел год со дня ее кончины. И время будто откатывается назад и восстанавливает, как на пленке, события прошлого года, эпизод за эпизодом. И мы становимся невольными свидетелями той трагедии, которая назревала и развернулась «прошлым летом в далеком лесном поселке Чулимске…». Очень хорошая, добротная, крепкая работа молодого талантливого режиссера Галины Зальцман и замечательная заявка на постановку полноценного спектакля.

Зилов и Система

Третьей частью была «Утиная охота» Ивана Колдаре. Столичный режиссер строит действие, концентрируя внимание зрителя на обычной чугунной ванне, какие стоят в  квартирах, наполненной водою, куда вскоре друзья (Саяпин – арт. Евгений Старухин и Кузаков — арт. Павел Савин) приносят  невменяемо пьяного Зилова (арт. Сергей Павлов). Усаживают — скорее, бросают — в нее, и он на глазах трезвеет, начиная «отматывать» время, предшествующее опьянению. Пока он сидит в ванне, как на своем маленьком острове, «со всех сторон окруженный водою», в его голове  происходят «глобальные события», которые, собственно, и принуждают к отрезвлению, а вовсе не холодная вода, которой бесцеремонно поливают его коллеги время от времени. В моменты отрезвления к нему возвращаются здравые мысли, но вскоре покидают, он снова мечется, разрывается между желанием ехать на охоту с Димой (арт. Николай Кулебякин) и не ехать, инициирует суицид, получает телеграмму о смерти отца и снова мечется, ехать или не ехать, но уже на похороны. Вновь напивается, плачет, истерит, и все это на фоне пробивающейся в нем совести, боли,  нежелания жить так, как он живет: в отсутствии любви к чему или к кому-либо.

Зилов понимает всю подлость и цинизм своего существования. Жизнь для него как тяжкий груз, который он не может сбросить, но и любовь как большое чувство невозможна. Он просто не умеет и не знает, как это делать — любить.  Так ожидаемого «очищения  водой», в которую он погружен, не случается, грехи не смываются. Возможно, поможет только охота, на которую Зилов так хочет попасть, но это как мечта — всегда недосягаемая. Или как горизонт, к которому идешь, а он отступает все дальше и дальше. Но как же жить? Где выход? Господи! Именно так я «прочла» отрывок, который представил Иван Колдаре, глубокий,  интересный, яркий  режиссер.

Замыкал Режиссерскую лабораторию еще один отрывок из «Утиной охоты» — в постановке уланудэнца Артема Баскакова. В его отрывке тоже было много воды, как и у Ивана Колдаре, но прочтение — совершенно иным. Здесь главными действующими лицами были женщины Виктора Зилова (Галина – арт. Ирина Конденко, Ирина — арт. Анна Терехова); был еще Официант — Дмитрий Иванов плюс сам Зилов в двух лицах. Один — молодой Зилов (арт. Сергей Павлов), другой возрастной, как бы уже смотрящий на все с высоты прожитых лет (заслуженный артист России Николай Кабаков), и время от времени один занимал место другого или был его альтер-эго, вторым «я». В этом был определенный резон, и все увиденное  представлялось убедительным. Его Зилов не был законченным негодяем, но человеком выпавшим из контекста, ему скорее сочувствуешь, его жалеешь, нежели осуждаешь, впрочем,  так же, как и у Ивана Колдаре. Мне близка такая точка зрения, так как дело не в Зилове, а в системе, сформировавшей его. Он бунтует против нее, не хочет подстраиваться и идти в ногу, он мечется, мучает себя и других, тем самым принося им еще больше боли.

4.jpg

«Я счастлив!»

Отрывок из пьесы «Старший сын» в постановке Ивана Миневцева — совершенно антибытовой, условный, и абсолютно понятно, «про что», — погрузил зрителей в настоящую игровую стихию. В нем была и щемящая грусть, и одновременно радость за хорошего и доброго человека Сарафанова, который вдруг неожиданно обрел старшего сына, пусть не по рождению, зато по одной группе крови. В этом отрывке просто потрясающе  отработали артист Михаил Ройзен, сыгравший Сарафанова, Александр Карпенко — Бусыгина, Илья Крикун — Сильву, Павел Польскис — Васеньку, а Любовь Гунькова — Нину.

Актеры показали внутренние резервы, которые пока далеко не раскрыты, а образ Сарафанова вдруг предстал совсем иным, отличным от сложившегося стереотипа. Здесь мы увидели его не располневшим, спокойным пожилым человеком, а худощавым, экспрессивным, темпераментным, живым и  по-вампиловски добрым и светлым. Весь зал ликовал, когда в финале отрывка Сарафанов почти по-детски, обращаясь к зрителям, чтобы и они разделили его радость, кричал: «Я счастлив, я счастлив, я счастлив!». Кстати, по подсчетам зрительских голосов, именно этому отрывку они отдали первое место. Поэтому и мы, зрители, говорим  Ивану Миневцеву: «Браво!»

5.jpg

Вампилов вчера и сегодня

Зрители увидели пять совершенно разных «прочтений» пьес Александра Вампилова в разной стилистике, эстетике, методологии молодых режиссеров. Поздравляем их с отличными работами! Было интересно увидеть, как они, наши молодые современники, люди другого поколения, чувствуют сегодня Вампилова, его нерв, его боль, вскрывают те проблемы, о которых он писал почти полвека назад.

Хочется отметить, что режиссеры подошли к работе очень серьезно, ответственно, приехали подготовленными, каждый со своей четко выстроенной концепцией. Им не пришлось долго «раскачиваться», изучать труппу ТЮЗа, раздумывать, кто что будет играть. Они быстро определились в распределении ролей, и, что интересно, все актеры очень ярко раскрылись в предложенной схеме распределения. Случились и по-настоящему открытия, а сами режиссеры лестно отозвались о внутренних резервах труппы, о ее уровне и хорошей актерской форме, когда артист быстро включается в действие, когда жаждет работать, причем работать много. Все отрывки получились чрезвычайно любопытными, интересными, прозвучали очень яркими заявками, достойными перерасти  в полноценный спектакль и занять свое место в репертуаре театра. Дальнейшее покажет время. В любом случае такие Лаборатории приносят неоценимый опыт и режиссерам, и всему театру.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Анатолия Бызова.

На фото: «Ночь в ТЮЗе—2017»,

сцены в театральном дворе;

«Прошлым летом в Чулимске»;

«Старший сын»;

«Утиная охота» 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии