Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«…Я гений, прочь сомненья!»

12 апреля, 2012

 

 

 

Для спортивной общественности Приангарья звонким событием стал в 2003 году выход в свет книги «Иркутский спорт в ХХ веке». Само название говорило о «капитальности» замысла. Фундаментальным оказалось и авторское исполнение издания: более 500 страниц живого текста  в документально-эмоциональном изложении, обилие справочно-информационного материала, большое количество редчайших фотографий…

 

Читатели (а ими стали, прежде всего, сами спортсмены нашего региона), а также тренеры, организаторы спорта, спортивные журналисты  говорили при обсуждении вышедшей книги, что они наконец-то впервые получили «энциклопедию иркутского спорта». А губернатор  Борис Говорин (именно он тогда «рулил» нашей областью), предваряя содержательную часть книги и уже познакомившись с ней, писал: «На основе исследования многочисленных документов и свидетельств очевидцев воссоздана впечатляющая картина возникновения и развития первых спортивных клубов, кружков, активно пропагандирующих физкультуру и спорт среди широких масс населения сибирского края».

Однако пора назвать автора этой книги, хотя в спортивных и научных кругах  имя его известно давно: Эдуард Губайдуллович Азербаев. Один из известнейших боксеров Латвии в 50—60-х годах, сорок лет назад он приехал  в Иркутск и стал здесь тренером, а потом и ученым, получив степень кандидата исторических наук. Мне кажется, спортивная воля, соединенная с кропотливостью поиска, умением найти и исследовать факты спортивной жизни целого столетия, принесла автору заслуженный успех, к которому он шел шесть лет.

Не забуду, как при обсуждении книги один из друзей Э.Г. Азербаева, спортсмен-силовик, сказал:

— Ты, Эдик, своей книгой как будто враз поднял две двухпудовые гири — за это тебе спасибо!

Если «расшифровать» это эмоциональное сравнение и перевести его в русло более объективной оценки, можно сказать: автор за шесть лет перелистал тонны подшивок газет и журналов не только Сибири. Эдуард Азербаев  поработал со «сладкой пылью» архивных материалов, изучил документы многих спортивных обществ и организаций о развитии всех видов спорта в области, в том числе воздухоплавания и авиации. А у скольких людей, имеющих отношение к спортивным событиям, взяты интервью, записаны продолжительные беседы — им нет числа!..

Историческая ретроспектива обзора спортивных событий увела Э.Г.Азербаева даже за пределы ХХ века, в век предыдущий. И все это вкупе помогло с особой силой и значимостью показать пути побед наших олимпийцев, чемпионов мира и Европы, Советского Союза и России. Более 20 из них, а также ученые Иркутска — доктор исторических наук Н.Н.Щербаков,  историк В.И.Покорский и другие — отозвались на книгу восторженной рецензией. А старейший журналист Р.А.Шерхунаев назвал книгу Э.Г.Азербаева «гимном физической культуре».

Тогда же, девять лет назад, и я поставил книгу «Иркутский спорт в ХХ веке» на полку и уже не один раз брал ее в руки, находил все, что искал: достославные имена спортсменов, тренеров, даты, факты, события, рекорды. В самом деле — энциклопедия!.. А недавно на моей книжной полке появилась «История физической культуры и спорта Приангарья» (Иркутск, 2010). Автор ее — Александр Геннадьевич Ширшиков, в прошлом председатель ДСО «Урожай», заместитель председателя Иркутского областного спортивного комитета, словом, спортивный чиновник. Но не только!.. Его книга рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «физическая культура и спорт».

Читаю «учебник» страницу за страницей — и недоумеваю: кажется, где-то уже встречал подобное… Где же?.. Вспомнил! Достал «Иркутский спорт в ХХ веке», ту самую «энциклопедию». Да, вот и совпадение. А вот еще… И еще! Целые абзацы!.. Кажется, это уже и совпадением нельзя назвать. Тогда как? Повторение? Но повторяют ученики вслед за учителем, а тут автор А.Г. Ширшиков «сам с усам» — кандидат исторических наук, учитель спортсменов…

Решаю так: положить рядом обе книги и отмечать карандашом повторы. Тут уже кое-что стало «вырисовываться» конкретно. На с. 33 Ширшиков пишет об открытии офицерского стрелкового клуба в Иркутске в 1881 году. У Азербаева об этом рассказано на с. 25—26. Создание местного туринг-клуба и первый велопробег А.К.Чернякова от Иркутска до Петербурга у Ширшикова на с. 34, у Азербаева — на с. 28. Полет авиатора Седова у Ширшикова на с. 36, у Азербаева — на с. 40. Образование первого в регионе спортклуба «Маккаби» у Ширшикова на с.41, у Азербаева — на с. 43…

Может быть, факты давно минувших дней оба автора черпали из одного архивного источника, и тогда можно было закрыть глаза на странные совпадения…  Однако полистаем другие страницы книг. Лыжный переход по Байкалу в 1935 году у Ширшикова на с. 62, а у Азербаева — на с. 100. Велопробег женщин летом 1936 года Иркутск — Отпор у Ширшикова на с. 63, у Азербаева — на с. 106—107.

Приблизимся к событиям 60-х годов. Успехи волейбольной команды О.Ивановой у Ширшикова на с. 154—158, у Азербаева — с. 103, 172, 249, 254, 278—279. Волейболисты иркутского «Динамо» — чемпионы РСФСР 1968 года — у Ширшикова на с. 160, у Азербаева — на с. 279—280. Таких фактов несть числа…

В конце «учебника» Ширшикова на с. 277—294 приводится хронология важнейших спортивных событий с 1881 по 2008 год. Практически все они, за исключением последних пяти лет, с 2004 по 2008 год, повторяют книгу «Иркутский спорт в ХХ веке», в которой подробно, по годам, на основе многочисленных документальных источников описаны эти спортивные события. То же самое можно сказать о приведенных Ширшиковым списках заслуженных  мастеров спорта, ведущих тренерах Приангарья, заслуженных работниках физической культуры. Они есть и у Азербаева, только дополнены  периодом 2002—2009 годов. Уж тут-то грешно было идти «след в след», ведь книга Азербаева, напомню, издавалась в 2003 году. Дополнения тут естественны.

Гораздо хуже обстоят дела с библиографией «учебника» А.Г.Ширшикова. Вот он на с. 301 делает ссылку на документ ЦДНИ (центр документации новейшей истории), ф. 294, оп. 1, д. 133, л. 94—95. Конечно, библиография выглядит «солиднее», но ссылка сделана просто так, механически, ибо содержание документа неизвестно автору (и, значит, читателю). А в книге Э.Г.Азербаева подробно отражены технические результаты спортсменов Приангарья по легкой атлетике за 1926 год. У Ширшикова об этом ни слова! У Азербаева — все к месту. У  Азербаева что ни факт, то сноска — откуда факт взят, какой первоисточник использован.

У автора «учебника» изложение зачастую идет «напролом» — без всяких кавычек и сносок. Как будто в Министерстве образования  РФ уволили всех научных редакторов и за достоверностью дат, цифр, фактов присмотреть некому. Ирония моя станет понятней, если читатель, как и я, на с. 33 увидит явный ляп. В разделе 3.4 «Развитие физической культуры и спорта в Иркутской губернии во второй половине ХVIII века» события датируются 1881, 1892, 1893, 1897 годами. Какой же век все-таки имеет в виду автор «учебника»? У него, если ему  верить, Г.А.Ибятов родился в 1908 году, а в 1837 году окончил Московский институт физической культуры (с. 78). Одним словом, как говорил А.Райкин, «кроксворд», «рекбус» да и только.

У меня таких «загадочных» наблюдений — при сравнительном анализе двух книг — набралось так много, что я решил встретиться с самим автором «энциклопедии» и задать хотя бы несколько вопросов. Но с порога был шокирован ироническим заявлением Э.Г.Азербаева:

— Разве вы не заметили, что для Александра Геннадьевича Ширшикова я как историк иркутского спорта просто не существую?  Не только в упомянутом вами учебнике, но и в предыдущем печатном труде — «От Кротона до Иркутска» (он  вышел  в свет в  2005 году) —  вы не найдете ни одного упоминания моего имени и ни одной ссылки на  мои  работы. А ведь обе  книги Ширшикова напечатаны  после  моей, и  в обеих — целые абзацы «позаимствованы» из «Иркутского спорта в ХХ веке».

Теперь мы уже оба листали и сравнивали  три книги. И я никак не мог понять: почему кандидат исторических наук А.Г.Ширшиков в двух трудах об  истории иркутского спорта «забыл» про книгу Э.Г.Азербаева? Что это: научная близорукость? Отсутствие элементарной научной этики? Или элементарное неуважение к тому, кто шел первым?..

Пояснение дал сам ученый:

— Когда я готовил к изданию свою книгу, — а над нею я работал, конечно, при содействии областного спорткомитета, — Александр Геннадьевич постоянно интересовался, как идет работа. Он  одним из первых прочитал ее в рукописи. Я охотно делился с ним всем, что удалось «накопать» в архивах, тем более что он в это время начал писать — не с божьей, а с моей помощью — диссертацию на тему «История становления и развития физической культуры и спорта в Приангарье (1923—1941 гг.)».  Поскольку он никогда не работал в архивах и не знал правил доступа к ним, мне пришлось своей рукой написать заявку от его имени на 7.05.2001, но он так и не работал в этом архиве — ЦДНИ. Кстати, моя заявка на этот день в ЦДНИ хранится до сих пор. А в Государственном архиве области он вообще не числился в списке  посетителей, хотя в  своих печатных трудах и в  диссертации делает ссылки на архивы. Как легко убедиться, все они просто списаны у меня. То же самое можно сказать о многочисленных газетных публикациях с 1923 по 1977 год, хранящихся в архивах области.

Эдуард Азербаев продолжает:

— Наступил 2002 год, подошел срок защиты диссертации. Соискателю нужно представить автореферат. И опять Ширшиков в тупике: помоги!.. Под мою диктовку им был написан и, как положено, оформлен автореферат.  Поскольку у Ширшикова не было необходимых серьезных публикаций по теме исследования, он попросил, чтобы я указал в автореферате, что он принимает участие в подготовке монографии «Иркутский спорт в ХХ веке». На защите я был вторым официальным оппонентом… На заседании ученого совета Александр Геннадьевич изрядно «плавал» в теме, практически провалился. Соискателю  ученой степени помог его научный руководитель (он же председатель ученого совета) доктор исторических наук Николай Николаевич Щербаков. Только два его  голоса спасли «переголосование» при защите. «Остепенившись», Александр Геннадьевич стал смотреть уже мимо меня. Дескать, теперь он сам — ученый-первооткрыватель. А после выхода в свет  книги «Иркутский спорт в ХХ веке» перестал вообще меня замечать. Больше того, при каждом удобном случае в спортивных кругах, где было много уважаемых мною людей, стал утверждать, что это именно он соавтор книги. Хотя, как вы сами догадываетесь, ни одной строчки для нее он не написал.

— Что же, — спросил я, —  дает вам основание считать Александра Геннадьевича «переписчиком»  страниц книги  «Иркутский спорт в ХХ веке»?

— Ответ очевиден: бесчисленные текстовые совпадения, — сказал Эдуард Губайдуллович. —  А еще он полностью использовал в своих книгах мою фактологию. У меня приведено 669 источников. У Ширшикова в двух книгах всего 80, и те, понятно, списаны из моей библиографии, если учесть, как он «работал» в архивах.

— А что еще может подтвердить вашу правоту о, скажем так, «заимствовании» фрагментов текста из книги «Иркутский спорт в ХХ веке»?

— Да пожалуйста: Ширшиков добросовестно переписал из моей книги… даже ошибки. Спортсменку-хоккеистку Леснову я ошибочно назвал Леоновой (с. 402), Александр Геннадьевич эту ошибку повторил (с. 161). На с. 52 в сноске 70 в моей книге указаны ф. 294, оп. 1, л. 4—5, 12, но нет номера дела. У Ширшикова на с. 301 абсолютно точно зафиксировано отсутствие номера дела… В библиографии он, с целью подчеркнуть масштабность своей работы, делает ссылку на национальный архив Республики Бурятии — ф. 1735, оп.1, д. 87, л. 48, также заимствованную у меня (с. 236), но,  не имея представления о содержании документа, ограничился только его фиксацией. А сколько у него фактических ошибок!.. Коснусь только событий международного характера. Например, Т.Гойшик — участница эстафеты 4х400, а не 4х100 м на XXII Олимпийских играх (с. 286). Р.Чижиков не был участником XV Олимпиады в Хельсинки (с. 263). Г.Ивакин не занимал пятое место на XV Олимпийских играх, так как не попал в число финалистов решающего забега (с. 263). Б.Ефимов тоже был пятым лишь в предварительном забеге, а в финал не попал. На XVII Олимпийских играх в г. Риме Г.Сапунов не мог быть четвертым, так как не вошел в состав советской сборной команды по классической (греко-римской) борьбе (с. 264).  А.Белоус не мог быть победителем первенства Европы в 1965 году по боксу среди юношей, так как такие соревнования просто не проводились (с. 283)…

Мне понятна обида Эдуарда Губайдулловича Азербаева, который в разговоре о своей ситуации припомнил русскую поговорку «Не вскормивши, не вспоивши — врага не наживешь». И все-таки его «греет» как ученого такой важный факт. Спортивные журналисты и ученые Приангарья все эти годы традиционно делают ссылки на его книгу в своих работах — это Павел Кушкин, Рамиль Мухометзянов, Вероника Теплых, Владимир Шохирев, Владимир Фомин и другие. Для них его книга приоритетна. Ну а как назвать добросовестного «заимствователя» фрагментов чужих книг? На память приходит «Песня плагиатора» Владимира Высоцкого:

«Вот две строки — я гений, прочь сомненья!
Даешь восторги, лавры и цветы! Вот две строки:
Я помню это чудное мгновенье,
Когда передо мной явилась ты!».

Как говорится, ни убавить, ни прибавить!

 

Виталий Комин, член Союза журналистов России,
специально для «Байкальских вестей»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

А.Разгуляев 02 июля 2013, 12:58
К огромному сожалению, я не знал всего этого, когда работал над изданием книг Ширшикова. В общей сложности на сегодня - при моем активнейшем содействии - вышли в свет шесть его книг... Самое забавное - все они представляют из себя практически почти дословную перепечатку друг друга, с теми же самыми ляпами и ошибками. Приношу свои искренние извинения Эдуарду Губайдулловичу Азербаеву - видит Бог, не знал!

Если Виталию Комину эта тема еще интересна - с удовольствием расскажу ему о процессе работы над этими книгами. У меня сохранились все архивы по ним - начиная от первоначальных "авторских" текстов, с которыми напрочь отказывались работать все наши редакторы, ибо там нужно было переписывать все с начала и до конца - уж больно косноязычно все это было изложено...