Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«… Нежней и бесповоротней никто не глядел вам вслед…»

02 марта, 2015

В Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского состоялась премьера балета «Казанова»



_SIN2096aa.jpg

«Когда мне было 8 лет, моя бабушка посадила меня в гондолу, и мы поплыли в Мурано, весьма населенный остров всего в полулье от Венеции. Выбравшись из гондолы, мы оказались в какой-то лачуге, где застали старую женщину, сидящую на убогом ложе с черной кошкой на руках, да еще несколько тут же терлись об ее ноги. Это была колдунья. Поговорив немного с бабушкой и получив от нее серебряный дукат, она обратила свои глаза на меня. Потом открыла большой сундук и со словами: «Ничего не бойся» — посадила меня туда и захлопнула. Этого предупреждения было достаточно, чтобы меня охватил лютый страх. Я слышал, что снаружи творилось что-то невообразимое: хохот, плач, пение, крики и удары по крышке сундука. Потом  она достала меня оттуда, окурила какими-то благовониями, помазала мазями голову и лицо, что-то пошептала надо мной и сказала, что  ночью ко мне придет фея, я увижу ее во сне, и она окончательно снимет с меня недуг. Но колдунья взяла с меня слово, что я  никому не буду рассказывать о том, что здесь было. «Иначе не поможет», — добавила она,  и мы с бабушкой ушли.  После этого «сеанса» мои кровотечения из носа, которыми я страдал почти с самого рождения, прекратились. А тайну посещения колдуньи, как я ей и обещал, хранил всю жизнь и рассказываю сейчас впервые, став старым и седым, понимая, что жить осталось немного…».

О ком это я, как вы думаете, так долго и подробно рассказываю, еще и начав с самого детства? Ну конечно о нем, о великом и ужасном Джакомо Казанове! И ужасного в нем намного меньше, чем приписывают ему легенды, которыми он оброс за прошедшие 300 лет. А вот великого достаточно, чтобы он остался и жил все эти 300 лет в истории. И это сразу понимаешь, когда начинаешь читать его «Мемуары», отрывок из которых я привела. Они читаются взахлеб, на одном дыхании.

Человек банальный, приземленный, ординарный не мог так написать. Всю жизнь в этом человеке жила   страстная жажда поиска любви, красоты и гармонии. 

_SIN2167.jpg

Джакомо Казанова…  легендарная личность, скрывавшаяся под множеством масок. Современники знали его как драматурга, музыканта, тайного агента, алхимика, дипломата и страстного любовника XVIII века. Яркостью, романтизмом, галантностью, любовными приключениями, авантюрами и страстями этот век обязан именно ему, неукротимому венецианцу Джакомо Казанове, прославившему его в своих мемуарах, превратившемуся в миф и написавшему в конце своей жизни: «Любовь — это поиск».

Марина Цветаева обожала образ великого венецианца и в свое время объяснялась в любви  Казанове языком поэзии, посвятив ему несколько пьес и стихотворений.

«Нежней и бесповоротней никто не глядел вам вслед…
Целую вас – через сотни разъединяющих лет…»

А совсем недавно, в середине февраля, в Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского прошла премьера балета «Казанова», где театр объяснился в любви великому венецианцу изящным языком танца.

— Почему именно Казанова, чем интересна вам эта личность? — обратилась я с вопросом к балетмейстеру, автору либретто,  постановки и хореографии, лауреату международных конкурсов  Людмиле Цветковой.

— У меня давно зрел план поставить балет о Казанове, года три, наверное. Почему о нем? Это трудно объяснить, просто иногда приходит момент, когда тебе становится интересна та или иная личность, пусть это будет  современник, живущий сегодня, или историческое лицо, жившее много лет или веков назад. Это не важно.  Но вот  потянется  вдруг к нему твое сердце, твои мысли, и он  занимает все внимание и время, и начинаешь собирать о нем литературу, воспоминания, читать и перечитывать все, что с ним связано. Так было с Казановой. Так возник и  родился этот спектакль. Меня он заинтересовал как человек, который не просто любил множество женщин, он воспевал их, приподнимал над обыденностью, в каждой искал идеал, он не был пошлым и вульгарным. Он был Поэтом во всех смыслах. Я прочла его «Мемуары» взахлеб, и передо мной встал человек с чуткой, ранимой душой. Потом перечитала цветаевские пьесы о нем,  стихотворения, посвященные ему, и поняла, каким он был и что мне хочется о нем рассказать.

В основе  моего балета лежат пьесы Марины Цветаевой «Конец Казановы», «Феникс» и «Приключение». Цветаева, не скрывая, откровенно идеализировала его образ, любовалась им, и мне это импонирует. Я просто внутри ее историй о Казанове немного пофантазировала, поскольку это не автобиографический спектакль. Мы взяли только одну историю с француженкой Генриэттой, виолончелисткой. Она была его большой любовью. Он много внимания уделил ей в своих мемуарах. Я стояла как бы за спиной Марины Ивановны Цветаевой и с ее слов, с ее подачи, с ее великолепных пьес и стихов считывала образ Джакомо Казановы и обращала это в образы, в танец. А как получилось, судить зрителю.

Разрабатывая либретто балета о прославленном  любовнике, Людмила Цветкова стремилась показать Любовь. Но не плотскую и земную, а воспаренную, дающую возможность обрести полет, именно то, что было высшим смыслом существования Джакомо Казановы.

Музыка композиторов XVIIIстолетия, которая звучит в балете, —  Л.Бетховен, А.Вивальди, В.Моцарт, Й.Гайдн, Г.Ф.Гендель, Ф.Куперен, —  просто идеально подходит для раскрытия образа великого венецианца. С некоторыми он был лично знаком, и их жизненные пути пересекались — например, с Моцартом.  

_SIN2238.jpg

Основная мысль спектакля —  Любовь. Юрий Щерботкин, исполняющий партию Казановы, тонко чувствует и передает это в своем танце. Его герой — одинокий и стареющий человек, но душой  все тот же, что в молодости, в его душе, как и раньше — полет, вдохновение, радость, вечная молодость и красота, т. е. все то, что он воспевал, лелеял и боготворил всю жизнь. Да, он любил женщин, любил их непостоянство, их капризы, часто ошибался, не раз был предан и оставлен ими, разочаровывался и изменял сам, но внутренней сутью и потребностью все равно был поиск  возвышенной любви, которую он искал в каждой из них. Он был Поэтом и романтиком по сути своей, а любовь была вечной темой его жизни.

Актер  сосредоточен и сдержан в первом акте. Его Казанова, забытый всеми, живет в замке, служа библиотекарем и записывая мемуары, но челядь откровенно насмехается над ним, над его старомодными манерами. Казанова старается не обращать на это внимания, он погружен в воспоминания о своей самой сильной любви — виолончелистке Генриэтте, встреча с которой была для него судьбоносной, она явилась к нему как добрая фея из детства и навсегда забрала его душу. Во втором действии проявляется и рвется наружу его страсть. Это остро чувствуется им, когда он принимает решение уйти из замка навсегда, но как видение появляется юная Франциска (артистка Наталья Гладких), которая одна из всех тянется к нему, жалеет, желая утешить и помочь.

В балете Людмилы Цветковой в образе возлюбленной Казановы  слились две героини — Марина Цветаева и Генриэтта, которых  исполняет одна актриса, заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко. Их дуэты с Казановой полны чувственности, нежности и гармонии. Хороши и трогательны сцены с Франциской, когда, прощаясь с ней, он гладит девочку по голове  и надевает ей на палец кольцо Генриэтты.

Зная, что спектакль будет строиться только на одном эпизоде жизни легендарного любовника, я опасалась, что он не будет до конца полон  и убедителен, не полностью раскроет образ, но тревоги были напрасны. Личность Казановы настолько многогранна и широка, что даже рассказ о нем в таком контексте не обеднил ни его, как исторический персонаж, ни спектакль. Условный язык театра смог донести нам полноту чувств и эмоций,  которые заложила в него балетмейстер и  которые так хорошо донесли исполнители, и языком тела и движений рассказать о человеке, о его падениях и взлетах, о его разочарованиях и победах. При этом согласованно и связно прозвучали все эпизоды, прошедшие перед нашими глазами.

_SIN2374.jpg

Ощущение времени давала тщательно и тонко подобранная музыка, помогая исполнителям и зрителям погружаться в атмосферу галантного XVIII века. Весь спектакль был выдержан в одной цветовой тональности, насквозь пронизан ностальгией, тоской главного героя, его стремлением к совершенному и недосягаемому образу возлюбленной, прекрасной мечте, олицетворяющей чистоту чувств, побуждений, идеальному состоянию души  поэта, жаждущему выразить Красоту.

Безусловно, проделана огромная работа: свет, сценография, отбор музыкального материала, это чувствуется и видится невооруженным глазом. Спектакль получился стильным, где переплелись классика и современность, философия и любовь, барокко и готика.

Балет «Казанова» в музыкальном театре стал ярким событием театрального Иркутска. Это показали  два первых успешно прошедших на аншлагах премьерных спектакля. Ведь что самое  важное в какой бы то ни было истории? А то, что, сидя в зале и переживая перипетии судеб героев спектакля, мы погружаемся в их мир. И не важно, о ком идет речь, о Пушкине, Гамлете или Казанове. Самое важное то, что в момент, когда мы видим персонажа, мы верим в его существование, и нас трогает его судьба и то, что вот-вот он должен умереть. Это вызывает сочувствие и сопереживание, а порой и слезы на глазах, и когда все это сходится, тогда постановка является успешной. Со мной и, думаю, с большинством зрителей на этом спектакле все так и было.

_SIN2195aa.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Игоря Сирохина.

На фото: Сцены из балета «Казанова» Иркутского музыкального театра 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии